Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Ирина Медведева: «Нашим детям необходим духовный карантин!»

В Орле с циклом бесед о детской психологии выступила известный писатель, общественный деятель и православный психолог Ирина Медведева.

Она прочитала несколько лекций для студентов психологического факультета ОГУ имени И.С. Тургенева, побывала в Некрасовской школе-интернате, духовно-православном центре «Вятский Посад». В своём плотном графике Ирина Яковлевна нашла время для интервью «Орловской правде».

- Ирина Яковлевна, вы детский психолог, расскажите, пожалуйста, над чем сейчас работаете.

- Я занимаюсь арт-терапией: с помощью искусства, а именно кукольного театра, стараюсь помочь детям с лёгкими отклонениями психики. Такие дети называются «пациенты в пограничных состояниях психики», они страдают различными неврозами и психопатией. Очень плотно работаю с их родителями: детям нельзя помочь, если заниматься ими в отрыве от семьи. Из кабинета психолога они возвращаются в семью, а семья, как правило, часто бывает той средой, в которой неврозы и зарождаются. Поэтому преодолеваться невротические состояния должны всей семьёй. Родители не только активно участвуют в занятиях, но и получают задания на дом.

- Вы занимаетесь детьми уже много лет. На ваш взгляд, проблемы современных детей отличаются от тех, что были 20-30 лет назад?

- Конечно. Если 20 лет назад было очень много гиперзастенчивых детей, то теперь их гораздо меньше, чем детей демонстративных, агрессивных. Но ведь они получают такие модели поведения и подражают им. Сейчас агрессивность-то и пороком даже не считается! Это, наоборот, преподносится как крутость: дети видят на экранах телевизоров или компьютеров положительных героев, которые, в сущности, похожи на агрессивных психопатов. Но дети же этого не понимают, и им эти психиатрические симптомы подают как эталонные модели поведения.

- Как же оградить детей от этого, если такие модели поведения встречаются повсеместно?

- Я считаю, что идеальна изоляция.

- Но это невозможно!

- Почему невозможно? Если родители могут не отдавать ребёнка в детский сад, готовы к его домашнему обучению, если возможно отдать ребёнка в православную школу… И не надо бояться слова «изоляция». Потому что даже из медицины мы знаем, что если ходит страшная инфекция, то самое главное - это карантин. Вот сейчас нам нужен культурный и духовный карантин. Ведь то, что мы сейчас наблюдаем, - это культурная и духовная чума.

- Но есть опасность, что при такой изоляции ребёнок вырастет рафинированным, неприспособленным к современной жизни…

- Да, это очень популярная, но поверхностная точка зрения. Во-первых, человек, который с детства заряжен целомудрием, чистотой, благородством, гораздо более устойчив. А во-вторых, чем дольше мы держим ребёнка в «золотой клетке», пока он взрослеет, тем прочнее становится его душа. Романтически заряженная душа гораздо более устойчива ко всякому злу! Она зло сравнивает с идеалом, который живёт внутри, и понимает, что это не то, чему надо подражать.

И ещё, на мой взгляд, важно воспитывать у ребёнка хороший вкус. Зло бывает привлекательным, эстетически прельстительным. Как, к примеру, во времена французского двора XVIII века. Но сегодняшнее зло с эстетической точки зрения такое рыночно-уродливое, что для человека с развитым вкусом оно не будет столь соблазнительным. Так что, я думаю, сегодня надо делать акцент на развитие хорошего вкуса ребёнка. Тем более что в русской культуре, в русском искусстве нет недостатков в образцах. И это неправда, что дети не хотят изучать истинное искусство. Это родители не хотят им читать, показывать, рассказывать. Вы их не приучили - они и не хотят!

Проблема ещё в том, что выросло поколение очень примитивизированных родителей. Их можно назвать жертвами перестройки. Они сами уже очень упрощённые, с очень низким уровнем вкуса. А ещё сейчас популярно мнение, что родители должны много заниматься детьми. Неправда, родители должны хорошо заниматься детьми! В том числе и отдавая их в учреждения, которые их изолируют от мира сего. А если говорить о контакте родителей и детей дома, то иногда десять минут наполненного общения дают гораздо больше, чем проведённый бессмысленно целый день, когда мать нависает над ребёнком как курица, контролирует каждый его шаг и, главное, ничего ему не даёт. Такое отношение к детям, получившее название «детоцентризм», - это форма идолопоклонства.

- А что вы думаете по поводу неутихающих споров о преподавании в школах курса «Основы религиозной культуры и светской этики»?

- Я не анализировала программы по этому предмету, но могу сказать, что когда была на Донбассе, то заметила, что там никто не выбирает, изучать светскую этику или основы православной культуры. Там все дети изучают основы православной культуры. Когда волею трагических обстоятельств в жизни человека появляются беда, нужда, война, то ни педагогам, ни родителям, ни самим детям не приходит в голову отказываться от этого предмета. И никто не рассказывает, что дети скучают на нём. Ведь веским аргументом противников этого курса является утверждение, что дети потом, мол, отвернутся от церкви, если что-то превращается в обязательный предмет - это уже плохо. А тем, кто считает, что ребёнок должен сам определяться с религией, я ответила бы: ну пусть тогда сам ребёнок определится, быть ему наркоманом, убийцей или развратником…

Романтически заряженная душа гораздо более устойчива ко всякому злу! Она зло сравнивает с идеалом, который живёт внутри, и понимает, что это не то, чему надо подражать.

- Ирина Яковлевна, вы затронули тему Донбасса. Расскажите о своих поездках туда.

- Я бывала трижды на Донбассе в военное время. И последний раз - прошлогодней осенью. Я счастлива, что побывала там и хотела бы бывать как можно чаще. Я была счастлива увидеть красоту человеческих душ, которые, хоть и страшной ценой, но очистились. Я увидела человека, каким он должен быть, и таких людей там очень много. И среди учёных, и среди преподавателей, и среди студентов. И я бы даже не назвала это изменениями в человеке, это - возвращение к человеческому. На Донбассе к людям вернулась нормальная человеческая сердечность, которая теперь кажется такой редкостью. А на самом деле это человеческая норма, и странно, что общество о ней забыло! А ведь она была не в каменном веке, и многие из нас помнят эту норму.

- Вы не первый год боретесь с попытками внедрения сексуального воспитания в российских школах. Расскажите: чем опасны такие новомодные течения?

- Слава богу, что наши попытки противостоять этому явлению пока увенчиваются успехом. Пока удаётся бороться! Понимаете, я боюсь этого не только как человек, которому дороги дети. Дети, которые станут взрослыми и будут жить в нашей стране. Для меня это ужасно как для человека, знающего психиатрию. И опасностей здесь много. Потому что разрушение стыда в интимной сфере - это, если выражаться научным языком, искусственная инвалидизация наших детей. На самом деле сегодня молодых людей провоцируют вести себя так, как будто они не просто сумасшедшие, а тяжёлые сумасшедшие. Потому что только при очень тяжёлых расстройствах психики у человека отсутствует чувство интимного стыда. А сегодня это подаётся как желательный стереотип поведения. Это ведёт к множеству нарушений, очень страшным последствиям. В том числе к вторичному снижению интеллекта у детей. Потому что энергия же у человека одна. И в детском возрасте она в основном должна уходить на бурное развитие интеллекта и эмоциональной сферы. А если растормаживать ребёнка раньше времени, то часть этой энергии утечёт.

Кроме того, это губительно для продолжения рода. Дело в том, что у мальчиков больше, чем у девочек, выражены стыдливость и брезгливость. Мальчик так устроен, что если он не видит в девочке какое-то неземное, ангельское существо, то он не только не может в неё влюбиться - у него даже может не быть физического притяжения. И поэтому когда ему с детства рассказывают о том, как всё устроено и где находятся эрогенные зоны, то есть дают ему знания, которые уместны для врача-гинеколога или сексопатолога, у него не возникает притяжения к противоположному полу. Мне многие мальчишки сегодня жалуются, что они не могут влюбиться. И это трагедия. Ведь чувство первой юношеской любви влияет и на развитие души, и на судьбу, и на всю дальнейшую жизнь человека. Как считает советский сексопатолог Васильченко, если душа не прошла романтической фазы любви, она не может дальше нормально развиваться.

- Как вы боретесь с этим?

- Я рассказываю людям правду. В России очень много людей, неуверенных в себе: западники внушили нам комплекс неполноценности. Поэтому когда им говорят, что весь цивилизованный мир живёт так, а вы до сих пор не достигли этих высот цивилизации, они готовы на всё, они уже не думают ни о чём - лишь бы идти в ногу со временем, даже если это время несётся в пропасть.

- Ирина Яковлевна, вы известны в нашей стране и как страстный борец с ювенальной юстицией. Чем, на ваш взгляд, опасна эта система? И что ей можно противопоставить?

- Повторюсь: главное оружие - рассказывать людям правду. Ювенальная юстиция - это путь в бездну. Многие сейчас думают, что ювенальная юстиция забирает детей только из маргинальных семей. Увы, это не так. В ювенальной юстиции всё страшно и опасно. Опасно тем, что это замаскировано псевдогуманизмом, правами детей. Опасно тем, что ребёнок может этого родителям не простить, он может не поверить в то, что отняли его насильно, что родители не виноваты. Опасно тем, что ребёнок может возненавидеть эту жизнь и ту власть, при которой это произошло, и будет за это мстить. Ведь мало кто знает, что норвежский убийца Брейвик прошёл в детстве через ювенальную юстицию.

Опасно, что родители могут не пережить изъятия детей из семьи: они спиваются, сводят счёты с жизнью. И никто эти жертвы не подсчитал и подсчитывать не собирается. Ювенальная юстиция лишает родителей презумпции невиновности. Родители виновны уже потому, что они… родители.

Справка

Ирина Яковлевна Медведева родилась 5 мая 1949 г. в Москве.

Директор Института демографической безопасности, писатель, публицист, драматург, детский психолог, член Союза писателей России, общественный деятель, член правления Российского детского фонда.

Окончила Московский педагогический институт по профессии «педагог-дефектолог, клинический психолог». После окончания вуза работала в детской психиатрической больнице. Затем увлеклась журналистикой. Писала очерки в детские газеты и журналы.

В 1978 г. была опубликована первая книга «Подумай, скажи, сделай», обращённая к подросткам. С середины 1980-х гг. работает в соавторстве с Т.Л. Шишовой.

К настоящему моменту вышло в свет 18 книг, в которых рассматривается широкий круг вопросов: от воспитания и детско-родительских отношений до информационной войны. Однако всё это так или иначе связано с проблемами детства.

Автор: Марьяна Мищенко
17 апреля 2018 21:06
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~K8wzJ
Комментарии

Гость
Ага, а потом вырастет добр молодец, не умеющий пользоваться компом и смартфоном, читавший в основном только Библию и жития святых, и ожидавший, что в армии будет с саблей бегать вместо винтовки. При этом настолько добрый, что в армии его зачморят как лоха и будут издеваться по полной. Или красна девица, не снимающая платок и длинную юбку, наученная только  беспрекословно подчиняться мужчинам, вести хозяйство и ухаживать за младенцем, неработоспособная вне дома и огорода, толком не умеющая даже читать и писать.
Имя Цитировать Мне нравится0


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости