Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Особенным детям - особый подход

Родителям знаменских школьников с ограниченными возможностями здоровья больше не нужно возить своих детей на занятия в областной центр - необходимую психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь они могут теперь получить на базе Знаменской школы.

Решить проблему родителей с особенными детьми помог проект «Повышение эффективности организации сетевой формы реализации адаптированных образовательных программ на территории Знаменского района». Его разработка велась рабочей группой сотрудников отдела образования и педагогов в рамках проекта «Эффективный регион».

Важность и остроту проблемы нашему корреспонденту раскрыла начальник отдела образования администрации Знаменского района Елена Морозова:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2013 года дал школам новые возможности в виде организации реализации основной образовательной программы силами и ресурсами нескольких учреждений, то есть в сетевой форме. В то же время этот закон ввёл для школ новые обязанности - обучение всех детей, независимо от их образовательных способностей и возможностей здоровья.

К сожалению, число детей с ограниченными возможностями увеличивается. Родители не хотят отдавать их в специализированные учреждения. Они хотят, чтобы их дети обучались по месту жительства, хотят быть со своими детьми постоянно. Но для обучения особенных детей в массовой школе необходимо создание специальных условий, в том числе наличие в штатном расписании специальных педагогов: психолога, дефектолога, социального педагога, логопеда. В настоящее время такими кадрами полностью укомплектована одна школа нашего района, ещё одна - частично, тогда как требуется наличие специальных педагогов ещё в четырёх школах.

Для введения указанных ставок во всех учреждениях требуется дополнительное увеличение расходов на оплату труда порядка полутора миллионов рублей в год. Кроме того, к специальным условиям относятся и обустройство образовательной среды, специальные средства обучения, санитарно-бытовые условия. Вот здесь мы получаем значительный экономический эффект для муниципалитета. Сетевая форма реализации адаптированных образовательных программ предусматривает использование кадровых ресурсов нескольких учебных заведений без увеличения штатной численности, на базе школы, полностью соответствующей всем требованиям.

Закон ввёл для школ новые обязанности - обучение всех детей, независимо от их образовательных способностей и возможностей здоровья.
Самое главное, что этот проект имеет ярко выраженную социальную направленность. Он очень важен для семей, воспитывающих особых детей.

- Моему ребёнку сейчас 15 лет, - рассказывает Наталья Гордюшина. - Я очень его люблю и прилагаю все силы для его развития. Пять лет он обучался в специальной коррекционной школе-интернате пятого вида в Орле. Сначала возили каждый день. Это было очень неудобно: поездки выматывали и ребёнка, и меня, отнимали много времени и денег, особенно страшно зимой. Кроме того, у нас ещё один ребёнок есть, его приходилось оставлять с родственниками или друзьями. Потом перешли на посещение спецшколы три раза в неделю. Когда узнала, что в Знаменской школе ввели в штат всех нужных нам специалистов: психолога, дефектолога, логопеда, перевела ребёнка сюда. Мы очень довольны, что появилась возможность жить нормальной жизнью, ходить в обычную школу, заниматься домашними делами, посвящать достаточно времени второму ребёнку. Ну и финансово это огромный выигрыш. На каждую поездку мы тратили не меньше тысячи рублей в день. Ездить каждый день, даже и три раза в неделю, очень дорого. Это как минимум 12 тысяч рублей, а если каждый день, то все 26. Теперь такие траты нам не нужны.

О преимуществах реализации проекта рассказала директор Красниковской основной школы Любовь Филатова:

- У нас маленькая сельская школа. В ней обучаются в основном дети из многодетных и малообеспеченных семей. Есть среди них и школьники с ограниченными возможностями здоровья. У них практически сразу возникают трудности с обучением. Вид образовательной программы (индивидуальный образовательный маршрут) определяется областной психолого-медико-педагогической комиссией. Обследование ребёнка проводится только в присутствии его законного представителя и на добровольной основе. Для обследования детей необходимо приехать в областной центр, потратив при этом значительную сумму денег и времени. Дети с уже подтверждённым статусом (ОВЗ) должны пройти курс занятий с профильными специалистами также в областном центре. Поскольку у родителей зачастую нет финансовой возможности, они отказываются от обследования, а также от занятий, тем самым усугубляя школьные проблемы своих детей.

- В прошедшем учебном году мы заключили договор о сетевой форме реализаций адаптированных программ для детей с ОВЗ со Знаменской школой, - продолжила Любовь Александровна. - Основные предметы у этих детей вели наши педагоги, а коррекционную часть - специалисты Знаменской школы. Сетевая форма помогла учреждению создать все необходимые условия для обучения особых детей, но самое главное - помогла самим детям. Мы увидели большой прогресс в их развитии.

- Одним из целевых показателей реализации проекта мы ставили заключение четырёх договоров о сетевом взаимодействии, - отметила начальник отдела образования администрации Знаменского района Елена Морозова. - В настоящее время их два, так как пока у других учреждений нет необходимости в их заключении. Тем не менее механизм отработан, вся нормативно-правовая база составлена. При приёме на обучение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья договор об обучении в сетевой форме будет оформлен без затруднений. Мы планируем в дальнейшем развивать этот проект, обучить специалистов и создать свою районную психолого-медико-педагогическую комиссию.

Автор: Наталия Борисенко
Фото: Наталья Милованова
22 февраля 2021 08:54
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~egvqU
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости