Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Неизреченный свет и радость веры

В редакции газеты «Орловская правда» прошла прямая телефонная линия с настоятелем храма Св. Николая Чудотворца в Новой Ботанике г. Орла, священником о. Дионисием Костомаровым.

- Можно ли есть рыбу в среду и пятницу - дни, которые считаются постными? Лидия, г. Орёл

- Можно. По уставу запрет существует на мясные и молочные продукты. Нужно помнить, что пост - это важная и замечательная составляющая жизни человека, но пост - это не какие-то чёткие ограничения, одинаковые для всех: старых, молодых… Пост - это путь человека к Богу, к контролю над собой, это умение управлять собой. Поэтому в разных обстоятельствах жизни предписания поста могут меняться. Может, когда-то человеку стоит взять для себя дополнительное бремя. Например, когда он в чём-то сильно раскаивается. Может быть, даже общецерковного поста нет, но он хочет понести епитимью, больше молиться, поститься, чтобы осознать свою ошибку и в дальнейшем её не повторять. Или наоборот: кормящая мать, спортсмен, находящийся на лечении человек - для таких людей каноны даже запрещают пост телесный и предписывают больше внимания уделять посту духовному. Главное помнить, что перед большими постами важно посетить храм, исповедоваться, причаститься, посоветоваться со священником о мере поста.

- Как часто надо исповедоваться и как правильно это делать? Нужно ли рассказывать о своих грехах подробно или можно просто перечислить их названия: алчность, зависть и т.д.? Ирина, г. Орёл

- Самое главное - церковная жизнь должна быть не от случая к случаю, а регулярной. Меру, в принципе, человек выбирает себе сам, когда-то её диктуют жизненные обстоятельства. С точки зрения канонической если человек считает себя православным, то он должен хотя бы раз в три недели побыть на одной литургии.

Что касается самой исповеди, то самое плохое, во что она может превратиться - это в билет ко причастию. То есть человек знает, что для того чтобы причаститься, он должен побывать на исповеди. И если человек регулярно причащается, то он уже начинает выискивать в своей жизни какие-то житейские вещи, мелкие грешки. На мой взгляд, это не очень правильно. Исповедь должна быть переосмыслением своей жизни. Поэтому советую не выискивать на исповеди какие-то мелкие прегрешения, что-то несущественное, не погружаться постоянно в какую-то суету. То, что на душе, то, что нас смущает, - в этом и надо исповедоваться. Наша церковь имеет долгую историю, и отношение к участию в литургии со временем немного менялось. Например, в первые три - четыре века нашей эры невозможно было представить человека, который участвовал бы в литургии и не причащался. В синодальный период Русской православной церкви было так, что люди причащались раз в год в Великий четверг на Страстной седмице. И для подготовки к такой исповеди священник, как правило, требовал больше внимания к своей духовной жизни. Сейчас многие священники говорят о том, что надо возвращаться к тому, чтобы жить причастием, чтобы это было мерилом нашей духовной жизни, чтобы причащаться хотя бы раз в несколько недель, а если позволяют обстоятельства - раз в неделю. Моё мнение, что причащаться надо как можно чаще, хотя бы раз в две недели. Наша жизнь сложна, в ней много суеты, и без Бога жить очень сложно.

- Во время причастия священник пользуется одной ложечкой для всех. В храме, как правило, очень много разных людей, и как-то не очень приятно причащаться одной ложечкой… Мария, г. Орёл

- Во всех православных храмах причастие проходит единообразно очень много веков. Лжица (так называется ложечка, с которой причащаются) была введена полторы тысячи лет назад. Я служу священником уже девять лет и не просто причащаюсь, но и после всех потребляю чашу. И ни разу ничем не заболел, не заразился. Понятно, что разные люди могут быть в разной степени брезгливы, но здесь надо помнить, что причащаемся мы Тела и Крови Господней, а не хлеба и вина. Вспомните, как на тайной вечере Христос сказал: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

- Почему курение табака считается в православной церкви грехом? Михаил, г. Орёл

- Курение считается грехом по нескольким причинам. Любой врач вам скажет, что курение разрушает ваше здоровье. С точки зрения церкви дело не только в разрушении здоровья, ведь, к примеру, жирная пища тоже разрушает здоровье. Есть ещё духовная сторона этого вопроса. Курение вызывает зависимость. Может быть, не такую сильную, как алкоголь и наркотики, но оно является страстью, которая владеет человеком. Есть такие люди, которые, едва проснувшись, утром бегут курить. А если человек в каких-то местах не может курить, то это приносит ему страдание. Курение - страсть, которая управляет человеком и лишает его в какой-то степени свободы.

- Как православному человеку правильно отметить день рождения? Екатерина, г Орёл

- Скажу сразу, что встретиться с родственниками, друзьями без излишков алкоголя - в этом нет ничего плохого. Но если вы хотите как-то духовно отметить этот день, вспомнить о том, что в этот день Господь привёл вас в мир, то в день рождения стоит пойти в храм на литургию, заранее подготовиться к исповеди и причастию. Каждый год наш день рождения - это какая-то веха в жизни. В свой день рождения стоит задуматься, что из прожитой жизни я смогу взять с собой в вечность, что я сделал для Бога, для мира, за что я могу Бога поблагодарить.

- Я недавно стал крёстным отцом. Какие существуют обязанности у крёстных родителей? Владимир, г. Орёл

- В древней церкви, когда возникла практика крещения, крёстный родитель вступал в духовное родство с младенцем. Человек старался принять на себя ответственность за жизнь того, кого крестил. Приведу даже такой пример: если, не дай бог, что-то случалось с родными ребёнка, то крёстный в древней церкви усыновлял его. До такой степени существовала ответственность. Сейчас, к сожалению, сводится всё к тому, что крёстные родители раз в год на именины дарят подарки. Я могу вам посоветовать, во-первых, молиться за ребёнка. Крёстный - это тот человек, который должен молиться за ребёнка каждый день. Хотя бы двумя словами, хотя бы в течение нескольких секунд. Надо привыкнуть к тому, чтобы с утра сказать: «Господи, помилуй раба Божьего (имя)». Во-вторых, если вы видите, что родители в суете немного забывают о духовной жизни ребёнка, стоит напомнить им об этом, а если у родителей нет времени хотя бы раз в месяц сводить ребёнка в храм на причастие, вместе с ним помолиться. Понимаете, во время таинства Крещения ребёнок не может ответить сам на вопросы священника, и задача крёстного - постараться вложить свет и радость веры в ребёнка. И в первую очередь это можно сделать своими молитвами и своим примером.

- Моя 14-летняя дочь очень увлечена модой и требует, чтобы я ей покупал только фирменные, дорогие вещи, которые при нашем семейном бюджете недоступны. При отказе она злится, обижается… Как ей объяснить, что такая позиция неверна? Игорь, г. Орёл

- Когда человеку 14 лет, он начинает становиться взрослым. Взрослый человек - это человек, который в той или иной мере обладает свободой. Рядом со свободой идёт ответственность. Если взрослый человек хочет шоколадку, он достаёт деньги из своего кошелька, в который они попали после того, как он поработал и получил зарплату, идёт и её покупает. То же самое и с 14-летним подростком. Если дочь хочет себе платье, она идёт, зарабатывает и покупает себе эту вещь. В 14 лет вполне можно это сделать. Например, летом поработать в экологическом отряде и заработать себе на несколько платьев. Задача родителя - постараться воспитать человека, дать ему не только материальные блага, а подарить внимание, заботу - те вещи, которые нельзя купить в магазине. Самое важное чувство, которое должен привить ребёнку родитель, - это чувство личной ответственности. Если ты чего-то желаешь, это не значит, что мир обязан тебе это предоставить на блюдечке с голубой каёмочкой. Если человек будет понимать, что пресловутое платье - это эквивалент твоего труда, то он научится ответственности. Мы стараемся подчас «купить» своего ребёнка, не хотим уделять ему время. И что же нам удивляться, если ребёнок акцент делает на материальном? Как отец двоих дочерей могу дать такой совет: если ребёнок хочет подарок, дайте ему какую-то работу, объясните, что для того чтобы купить это, я работаю целый месяц, поэтому давай, чтобы облегчить мой труд, ты возьмёшь часть моих обязанностей на себя. Давай ты в течение месяца будешь мыть, например, ванну и зеркало. Это работает!

- Ребёнок провинился. Какое наказание должно последовать в православной семье, ведь физическое наказание - это, наверное, неправильно? Ирина, г. Орёл

- Как священник и гражданин считаю, что применять физическую силу нельзя ни к кому. Иногда перед нами сильно провинился наш подчинённый, это же не является поводом задать ему трёпку. Более того, если мы это сделаем, на нас заведут уголовное дело. Но почему-то прийти с работы домой раздражённым и ударить своего ребёнка в большом количестве семей считается нормальной практикой. Применение физической силы к ребёнку - это самый лёгкий способ воспитания, потому что когда мы применяем физическую силу, то сразу получаем эффект: подзатыльник - и ребёнок замолчал. Ребёнка можно прекрасно воспитывать, разговаривая с ним. Но это сложнее! Воспитание не должно быть лишено строгости, но строгость может быть реализована без физических наказаний. Главный принцип - это последовательность и система. Ребёнок должен знать: если он баловался - значит, у него не будет того-то и того-то.

- Что означают слова из Евангелия: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода»? Ольга Сергеевна, г. Орёл

- Если зерно падает в землю и прорастает, из него получается колос. Зерна самого уже нет - есть что-то новое, что начинает плодоносить. Это метафора о жизни человека, который встречается с Богом. Изменения в человеке должны произойти после этой встречи серьёзные, такие, чтобы про него можно было сказать, что теперь это другой человек, он изменился, что-то плохое в нём умерло, что-то новое в нём ожило и начало плодоносить.

- Говорят, что православному человеку нельзя заниматься йогой? Марина, г. Орёл

- Заниматься йогой как комплексом физических упражнений - нормально. Но, как правило, когда человек попадает в такую среду, за физическими упражнениями начинают следовать дыхательные, потом духовные практики, потом погружение в философию, которая, на мой взгляд, не просто чужда нашей стране и христианству, но и, как многие восточные учения, принесённые на запад, она является эдаким «фастфудом», выжимкой из настоящего учения.

- Можно ли креститься человеку, если нет точных сведений, был ли он крещён в детстве? Александр, г. Орёл

- В таком случае существует специальный чин, который называется «крещение аще не крещён». С точки зрения канонического права человек крестится один раз в жизни. Но если мы не уверены в том, что крещены, то каноническое право предписывает креститься особым чином.

- От чего зависит длительность Божественной литургии? Почему в одном храме она длится полтора часа, а в другом и все три? Мария, г. Орёл

- Литургия служится всегда одна и та же. И её длительность зависит от разных факторов. Если в храме поёт хор из двух человек, то это будет совершенно иное время, если поют два хора знаменными распевами - литургия будет длиннее. Также время этого богослужения зависит от скорости чтения молитв, от проповеди, от того, монастырский это храм или приходской.

- Не успеваю вычитывать молитвенное правило целиком. Можно ли ограничиться краткими молитвами? Анна, г. Орёл

- Если у человека нет совсем времени, чтобы прочитать молитвенное правило, я советую научиться три - четыре минуты в день уделять на духовную жизнь. Это должна быть глава из Евангелия или хотя бы несколько предложений, законченная мысль, молитва «Отче наш», утром попросить благословения на этот день. Вечером обязательно задуматься над прожитым днём - что из этого дня я смогу унести с собой в вечность. И если мы понимаем, что ничего, значит, этот день был в какой-то мере пустым.

- Таинство соборования совершается только над больными и умирающими людьми или можно участвовать в нём и здоровому человеку? Алина, г. Орёл

- Во время соборования мы молимся о человеке, который болеет, чтобы ему прощены были грехи и Господь даровал ему исцеление. Отношение к соборованию как к магии - неправильно. Соборование - это таинство покаяния, и большинство молитв в этом таинстве именно покаянные. Мы просим Бога: «Господи, я сделал много ошибок, и это привело к тому, что я болею. Дай мне сил, чтобы я смог переосмыслить свою жизнь и принести в мир хорошее, правильное!» Но важно помнить, что есть и душевные недуги, а не телесные. И это может быть причиной, чтобы собороваться. Это покаянное таинство для тех, кто осознает, что у него есть духовный или телесный недуг.

- Мы живём с парнем, не оформив официально отношения. Является ли это грехом? Кристина, г. Орёл

- Опыт человеческой истории сформировал такое понятие, как институт брака. Если ты любишь человека, то хочешь в том числе нести за эту любовь ответственность. Его проблемы становятся твоими проблемами, его радости - твоими радостями. Обязательства становятся для нас не ношей, а радостью. Мы хотим взять на себя обязательство перед человеком, перед обществом - в загсе, перед Богом - в таинстве венчания. Если мы не хотим брать эти обязательства, то стоит задуматься: а какова причина? А может, причина в том, что я этого человека и не очень люблю? Да, человек хочет семьи, если он кого-то любит! А бывает такое, когда живёт с другим, потому что он ему в данном случае выгоден. Церковь однозначно говорит, что сожительство вне брака - это неправильно.

Автор: Марьяна Мищенко
12 сентября 2017 12:16
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~JFWe6
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости