20 января — день специальных подразделений УИС по конвоированию

Работа конвоиров — самая опасная в уголовно-исполнительной системе.

20 января — день специальных подразделений УИС по конвоированию
На стене учебного класса конвоиров висит большой стенд с предметами, найденными при обыске у так называемого спецконтингента. Лазерный диск, всевозможные бритвы, карты, одеколон, зажигалки и даже медаль ветерана труда. Это всё запрещённые предметы, которые при обыске изымаются конвоирами. Самые частые находки — sim-карты и флешки, которые осуждённые любят прятать во рту, ушах, волосах и прочих укромных местах.
Заместитель начальника отдела по конвоированию УФСИН России по Орловской области Андрей Слета в уголовно-исполнительной системе уже второй десяток. Натуру осужденных, их нравы и привычки изучил досконально. Рассказывает, что самая большая радость спецконтингента — это «вломить мента», то есть навредить сотрудникам УИС насколько возможно. Именно для этого и прячут они бритвы и медали. Ведь этими предметами можно себя вполне покалечить, что для сотрудников УИС немалая неприятность. Именно для этого арестанты часто предлагают взятки-благодарности за услугу: например сотовый телефон передать.
— В нашем подразделении коррупционные моменты отсутствуют, — говорит Андрей Слета.
Он ловко взбирается по ступенькам нового автозака. В таком огромном ­КамАЗе и возят осуждённых. 10 специальных автомобилей оборудованы по последнему слову техники. Система ГЛОНАСС, спутниковый мониторинг, кондиционер, автономное отопление, радиостанция, переговорное устройство и даже биотуалеты.
Кузов машины разделен на несколько камер. Есть одиночные, есть на 5—6 человек. Во время конвоирования осужденные обычно любят всячески вредить. Андрей Витальевич вспоминает, и как ватин из курток поджигали для нарочного задымления, и как руки режут в знак протеста. Кстати, как рассказывает Слета, чаще всего осужденные режут себя именно ради вредительства.
Интересно, что во время пути автозаку запрещено останавливаться. Любая остановка — сигнал к тревоге. При этом колонна должна двигаться строго 60 км в час. Также запрещено выезжать за пределы области. Все это по спутниковой службе отслеживают дежурные в столице.
Самое главное качество для конвоира, да и вообще для всех сотрудников УИС, это выдержка, умение работать без эмоций.
— Как-то, помню, в дороге автомобиль сломался, — вспоминает Слета. — Причём починить было невозможно. Ситуация опаснейшая: в автозаке осужденные, которые могут воспользоваться любой заминкой для побега. Пришлось ждать другой автомобиль и пересаживать своих подопечных.
На самом деле видов конвоирования много: воздушное, морское… В Орловской области применяются только два: плановое автодорожное конвоирование и встречное. То есть наших арестантов конвоируют на автотранспорте, а также привозят на вокзал и передают железнодорожным конвоирам. Именно поэтому работа конвоиров и считается самой опасной: полный контакт с осуждённым, да ещё и не за решеткой и колючей проволокой.
Конвоиры всегда ходят с оружием, но вот, к примеру, на вокзале применять его строго запрещено: место людное. К тому же оказывается, что спецвагон с осуждёнными находится в хвосте самого обычного пассажирского поезда. Что же делать конвоиру, к примеру, при попытке побега осуждённого? Оказывается, лучшие товарищи конвоира — служебные собаки, которые находятся с кинологами в начале и конце коридора, по которому двигаются осуждённые. На службе отдела по конвоированию четыре собаки: две немецкие овчарки и бельгийские овчарки малинуа. Они живут дома у своих хозяев-кинологов, но и во дворе управления у них есть отдельные помещения.
— С собаками постоянно ведутся занятия, — рассказывает Андрей Витальевич. — Ведь одно дело, когда собаки работают на зоне, где всё огорожено, зарешечено, и совсем другое — людные места.
Как же кинологи учат собак выделять спецконтингент из других людей? Оказывается, у арестантов особенный, специфический запах. Именно на их тюремные робы и натаскивают собак.
Кстати, среди конвойных собак есть и чемпион всероссийского масштаба. Грей, которому в этом году исполнилось уже 10 лет, в 2008 году занял 1-е место на соревнованиях кинологов УФСИН России.
— Самое главное качество для конвоира, да и вообще для всех сотрудников УИС, это выдержка, умение работать без эмоций, — говорит Андрей Слета. — Мы с сотрудниками регулярно проводим занятия, на которых проигрываем различные конфликтные ситуации. Конвоир должен научиться держать себя с осуждённым так, чтобы у того и мысли о побеге не возникло.
Автор: Марьяна Мищенко
20 Января 2015 10:34

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений