Судьба человека - большое полотно, в котором важен каждый самый маленький стежок. Порой с какой-то незначительной, на первый взгляд, мелочи начинаются очень значимые и знаковые вещи.
Ещё в послевоенном детстве Пётр по радио услышал шекспировского «Гамлета», и этот стихотворный театральный текст заворожил, запал в душу, увлёк своими чудесными волнами, вызвал желание читать. И это, возможно, был первый звонок.
Потом были школа-восьмилетка, ремесленное училище, по окончании которого Воробьёв работал на витебском заводе им. Кирова. Слесарь-сборщик третьего разряда как-то вечером с ребятами заглянул в заводской ДК. Там шла репетиция спектакля. Парень из самодеятельной труппы что-то мямлил на сцене. И тогда такой же худой и долговязый Пётр сказал своим низким, басистым голосом: «Ну, так, как он играет, и я могу». Режиссёр Анна Рыжкова предложила ему попробовать. И это был очередной поворот судьбы. Пётр увлёкся театром. Премьера состоялась, спектакль попал на республиканский конкурс. А вскоре талантливого самодеятельного артиста взяли в Минский ТЮЗ. Худсовету оказалось достаточно одного прочитанного отрывка, чтобы пригласить Воробьёва в коллектив…
Очень важным человеком в судьбе Петра Воробьёва стал его педагог - народный артист Белорусской ССР Иосиф Степанович Попов. Он был его учителем тринадцать лет, и это была не только школа театра, но и школа жизни. «Стой за кулисами, наблюдай, приходи на репетиции, смотри, как работают артисты, не упускай ничего и читай, читай, читай, смотри фильмы, наполняй душу», - советовал учитель.
Благодаря этому совету Пётр Воробьёв перелопатил гору литературы, чтобы из всего этого потом прикипеть душой к трём авторам - Чехову, Зощенко и Аверченко.
- Уроки Попова - это была своеобразная лаборатория, - говорит Пётр Сергеевич. - Начиная с того, что прочитать и посмотреть, и заканчивая более глубинными, профессиональными вещами, такими как работа над ролью, процесс создания образа. Это очень важно для молодого актёра. Это фундамент, основа театральной жизни и человеческой культуры. Попов вылепил из меня не только актёра, но и человека. И с этим режиссёром я работал спокойно и уверенно.
В жизни артиста проходит много разных режиссёров. Бывает, что некоторые актёры и конфликтуют с оными. В жизни Петра Воробьёва такого не было никогда.
- Я со всеми режиссёрами работал прекрасно, - говорит он. - За всю жизнь ни разу ни с кем не поругался. Как говорил мне педагог, есть один хороший принцип: смотри в глаза режиссёру и прочитаешь там всё, выслушай всё, что он хочет, и сделай по-своему. Так я и работал. Потихонечку перемалывал режиссёрские идеи. Задумка его оставалась как форма, но наполнял эту форму я своими мыслями, своими образами, по-своему выстраивал процесс проживания роли. Это очень медленная и очень тяжёлая работа. И она конфликтная, с самим собой.
У Петра Сергеевича прекрасные отношения с партнёрами по сцене. На просьбу выделить кого-нибудь особо, он сказал, что вся труппа талантливая, хорошо подобранная. Есть мощная основа театра в лице опытных артистов - это Екатерина Карпова, Татьяна Попова, Михаил Корнилов. Среди более молодых - замечательные актрисы Ольга Форопонова и Юлия Некрасова, очень сильный, характерный актёр, увлекающийся режиссурой Павел Сыромятников, интересная молодёжь.
- Партнёра по сцене надо любить и уважать, - уверен Воробьёв. - От него ведь надо отталкиваться. Что, солировать, что ли, один станешь? Тогда ты никому не будешь нужен - ни себе, ни зрителю. Спектакль создаётся общим ансамблем.
Говорить с Петром Сергеевичем - истинное удовольствие. Напоследок попросила раскрыть какой-нибудь из актёрских приёмов, позволяющих быть таким ярким, лёгким и убедительным на сцене.
- Нужно отпустить себя, не держаться за схему, почувствовать себя так, как будто ты один дома, - говорит артист. - Отпусти, и тебя понесёт. И откуда что тогда берётся? Такие внутренние нюансы открываются, такая внутренняя свобода приходит!
Именно это почувствовали критики, когда увидели Петра Воробьёва в роли Михаила Чехова в спектакле известного режиссёра Юрия Грымова на сцене его театра «Модерн».
- Где вы нашли этот бриллиант? - удивлённо и восхищённо спросили они.
Он наш. Единственный, народный, бриллиантовый!
Творческий путь артиста начался более полувека назад, Пётр Воробьёв служил в театрах Минска, Витебска, Гомеля, Новокузнецка.
В августе 1974 г. он вошёл в труппу Орловского государственного академического театра им. И. С. Тургенева и сразу же занял ведущее положение, исполнял центральные роли в спектаклях классического и современного репертуара.
У артиста богатая жанровая палитра, он обладает хорошими вокальными данными, природным обаянием и юмором. Творческая природа и индивидуальность Воробьёва позволяют ему свободно и ярко воплощать как комедийные, так и сложные драматические характеры. Среди знаковых в сценической судьбе - роль Любина в «Провинциалке», спектакль по пьесе Тургенева был в репертуаре театра 23 года. Орловский зритель видел его около 200 раз. Актёрский состав менялся, но образ влюбленного графа неизменно воплощал Пётр Сергеевич.
П. С. Воробьёв - лауреат Тургеневской премии, премии семейных симпатий потомков графа С. М. Каменского, участник многочисленных всероссийских и зарубежных фестивалей. За годы в профессии Пётр Сергеевич прожил судьбы более 200 персонажей. Снимался в игровом кино у С. Бондарчука («Красные колокола»), Р. Нахапетова («На исходе ночи»), Сергея Урсуляка («Тихий Дон»). Есть у артиста и успешный режиссёрский опыт: спектакли «Малыш и Карлсон», «Золотой ключик», «Медведь и предложение».
Лучшие роли артиста: Муров («Без вины виноватые»), Просперо («Буря»), Пётр («Царевич Алексей»), Городничий («Ревизор»), Шпак («Шельменко-денщик»), Сэр Джон («Костюмер»), Протопоп («Русское тайнобрачие»).
Елена Казакова, директор Орловского государственного академического театра им. И. С. Тургенева:
- Творчество Петра Сергеевича я помню ещё с моей ранней юности. Потому что это действительно глыба, и я очень хорошо отношусь к своей труппе, очень люблю артистов, которые работают в этом театре, они, безусловно, все очень талантливые, но вот такого масштаба таланта, такого масштаба личности, как у Петра Сергеевича, ни в одном, ни в другом, ни в третьем театре в городе нет.
Чем он уникален? Он разнопланов, он музыкален, он поёт, он хорошо двигается. И он, вот то, чего нет сейчас у многих молодых актёров, постоянно хочет работать. Понимаете, театр - это действительно вся его жизнь. Он очень хочет работать, он всегда хочет работать, он готов участвовать в любых проектах.
Вот был очень сложный период во время пандемии, все сидели дома. Мы запустили красивый проект «Не забывайте о войне». Пётр Сергеевич наравне со всеми снимался там, выучил большой текст. И как он читал! Вот эта органика природная, которая ему дана, умение владеть словом, умение выстроить интонацию.
Обратите внимание, у нас в репертуаре идут спектакли с его участием, ведь когда он на сцене, от него невозможно оторвать глаз. Я обожаю спектакль «Русский секрет». Я впервые встретилась с ним на этом спектакле, когда Пётр Сергеевич играл Левшу. Конечно, он был необыкновенный. Эта его песня «Меня ты, Машка, свела с ума, что с парнем сделала косынка белая…». Это запоминается на всю жизнь… В спектакле «Шельменко-денщик» он такой трогательный, такой необыкновенный, хороший. Спектакль уже давно идёт на сцене нашего театра и всё время пользуется успехом зрителей. И во многом это заслуга Петра Сергеевича.
Часто звонят люди и спрашивают: «А кто сегодня играет, Воробьёв?» То есть он до сих пор сохранил большую армию своих поклонников. Дай Бог ему здоровья, долгих лет жизни и побольше ещё работ. Это наш бренд. Я так и говорю: «Воробьёв - это наше всё».
Для бенефиса он сам отбирал все отрывки из своих любимых спектаклей - «Дон Кихот», «Провинциалка» и другие. Это тот человек, которому не укажешь. Он всё равно выведет туда, куда ему надо, - мягко, интеллигентно, спокойно. Личность. Единственный народный артист в регионе. Есть ещё замечательная народная актриса, которая тоже работает в нашем театре, - Екатерина Александровна Карпова, его партнёрша в «Русском секрете», но из мужчин народный он один.
Борис Голубицкий, режиссёр, заслуженный деятель искусств РФ:
- Пётр Сергеевич Воробьёв - очень яркая страница истории орловского театра и очень яркая страница моего с ним и с театром общения за двадцать пять лет работы.
Когда я пришёл в театр, он уже был в возрасте зрелого актёра, а до этого играл центральные роли молодых героев - это и Арбенин, и Базаров. Он сыграл необычайно много ролей. Это Городничий в «Ревизоре», и Просперо в шекспировской «Буре», и Кречинский в «Свадьбе Кречинского». Спектакли, в которых он был занят в главных ролях, имели очень счастливую судьбу и иногда шли по десять и двадцать лет. Например, он сыграл в небольшой одноактной пьесе Ивана Сергеевича Тургенева «Провинциалка» графа Любина, и этот спектакль шёл 23 года на нашей сцене. С ним играли разные актрисы, они менялись, а он и его коллега Алексей Магдалинин были в нём от первого до последнего дня жизни этого спектакля. И успех был не только в Орле, но и на гастролях по России и зарубежью. У него лёгкая актёрская рука. Если в спектакле занят Воробьёв, то чаще всего - это успех, и успех на долгие годы. Это достигалось актёрским талантом прежде всего. Он заразителен, он необычайно привлекателен для зрителей, имеет прекрасную мужскую стать, и это ценно и важно для театра.
У Петра Сергеевича очень разноплановое амплуа. Он может играть и драматические, и лирические, и комедийные роли. Ну вот, скажем, был у нас такой спектакль по тургеневской сказке «Последний колдун», и Пётр Сергеевич на протяжении пятнадцати лет играл роль Колдуна Кракамиша с таким увлечением и таким молодым азартом. Он побывал с этой ролью и во Франции, и в Германии, и в Болгарии, играл в том месте, где родился «Последний колдун», в Баден-Бадене, играл на ступеньках дома Тургенева в Буживале. В общем, спектакль имел очень хорошую судьбу, и это тоже я во многом отношу на счёт таланта Петра Сергеевича.
Он был прекрасным партнёром Веры Кузьминичны Васильевой. В «Филумене» он играл Доменико Сориано, и они сосуществовали в этом дуэте около десяти лет. Там даже было такое своеобразное соревнование. Пётр Сергеевич - очень честолюбивый артист, и он не мог подыгрывать, а вёл очень уверенно свою собственную партию. А в спектакле «Без вины виноватые» он играл Мурова, отца Незнамова. И это тоже был замечательный дуэт.
Пётр Сергеевич - очень русский артист. У него такая природа национальная - природа широкого, очень мощного человека, и во всех ролях этот масштаб ощущается. Сухово-Кобылин, Тургенев, Гоголь… Это были лучшие роли мирового и российского репертуара, и они оказались обеспеченными его актёрским дарованием, поэтому наш театр, который в своё время вёл программу «Классика», и был сориентирован даже, я бы сказал, на орловскую классику, он нуждался в таких актёрах, и Пётр Сергеевич занял очень достойное место в этом движении.
Юрий Грымов, режиссёр, художественный руководитель театра «Модерн»:
- Когда я впервые увидел Петра на сцене театра им. И. С. Тургенева, я, конечно, был абсолютно заворожён, причём дважды. Первый раз, когда я его увидел, я был заворожён как зритель. Это какая-то магия, какая-то правда, уникальный темперамент. Потом я уже включил в себе режиссёра и увидел потрясающий материал, потрясающий инструмент. Артист - это инструмент, как скрипка Амати, Страдивари, Гварнери… Я увидел, что у Петра колоссальный диапазон, и сразу, незамедлительно пригласил его на роль в спектакль к себе в театр «Модерн», он играет Михаила Чехова, великого русского актёра. Этот артист - уникальный подарок и для меня как режиссёра, и для зрителей. Вся труппа его любит и уважает, потому что это яркое явление культурной жизни России, не только Орла и Орловской области. Поверьте, я режиссёр, избалованный хорошими актёрами, и Пётр для меня - это абсолютный бриллиант, с которым хочется ещё что-то новое сделать.