Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

«Бог» бомбардировщиков

К 130-летию со дня рождения выдающегося первостроителя военной и гражданской авиации СССР А.Н. Туполева.

Андрей Николаевич Туполев! Ученик Н.Е. Жуковского, легендарный авиаконструктор, основатель КБ своего имени и Центрального аэрогидродинамического института, крёстный отец блестящей плеяды авиа- инженеров. Человек-эпоха, создавший с коллегами сотни революционных конструкций боевых и гражданских самолётов, неутомимый энтузиаст-первопроходец, чьи машины несли Победу над врагом в Европе и в Азии. Госдеятель, заступавшийся в верхах за крылатую элиту в годы репрессий, безгранично талантливый и требовательный организатор, подвижник внедрения авиадвигателей на торпедных катерах, соавтор аэросаней, вдохновитель и патрон авиаоружейников...

Возглавляемое им КБ АГОС (Авиация, Гидроавиация и Опытное Строительство) на рубеже 20-30-х годов XX века добилось высоких результатов, создав и испытав передовую модель цельнометаллического моноплана-бомбардировщика со свободнонесущим крылом, расположенным в нижней части фюзеляжа. Появление двухмоторного АНТ-4 произвело в авиамире, особо в Германии, эффект разорвавшейся сенсации-«бомбы». Было с чего насторожиться «отцам» Люфтваффе: крылатый коммунист с парой М-19 общей мощью 1 360 л.с. был не только вооружён тонной бомб и шестью «спарками» Дегтярёва. Германцев уязвила 1000-километровая дальность полёта новой машины пролетариев, но ещё более – русская технология «кольчуги», которую примерил на себя первый дальний бомбер Страны Советов.

Накануне 10-летнего юбилея ЦАГИ Андрей Николаевич, вместе с Б.Я.Кузнецовым, А.А.Горяиновым, А.К.Мартыновым побывал на Международной авиавыставке в Берлине. Помимо АНТ-3, здесь представляли летательные аппараты К.А.Калинина и В.П.Невдачина – К-3 и «Буревестник». «Туполевцы» посетили аэродинамические лаборатории Цеппелина и Прандтля, техмузей и авиазаводы в Берлине, Мюнхене, Фридрихсгафене (вотчина Дорнье и Рорбаха). Одна из столичных «цайтунгов» Дойчланда сообщала: «Мы снова встретились с рекордным самолётом господина Туполева, который так взволновал столицы Западной Европы во время стремительного перелёта. Мы рукоплескали шеф-пилоту Громову, а сегодня имеем возможность видеть и приветствовать  конструктора Туполева. Сомнения специалистов в возможности строительства металлических самолётов в России отпали и сменились ревнивым отношением к планам русских».

Всё шло издалека, задолго до прихода в Рейхстаг А.Гитлера и его нацистской камарильи. Если BMW искала пути пополнения казны продажей лицензий на авиадвигатели по всему миру, то мэтры авиации Германии Г.Юнкерс, Г.Хирт, К.Дорнье и металлисты из предместья штадта Дюрен прямо заявили: авторство на дюралюминий - строго немецкое! Факт, что за Юнкерсом огромная работа по внедрению «летучего» металла, но его претензии (вплоть до суда чести) по отношению к «туполевцам» абсолютно необоснованны. Товарищи А.Н.Туполева - Архангельский, Незваль, братья Погосские, Петляков, Кондорский, Некрасов, Путилов и Озеров, как и рабочие Госпроцвета из села Кольчугино на Владимировщине, пришли к триумфу собственным умом и трудом. По сути, все бомберы ВВС Европы, США и Японии оказались дальнейшим развитием типа ТБ-1.

Последовавший за ним четырёхмоторный тяжёлый бомбардировщик АНТ-6 (ТБ-3) нёс в себе много «фамильных» черт: свободнонесущee крыло, схожий по очертаниям фюзеляж, двигатели. Сперва на нём стояли 600-сильные «Кертиссы» жидкостного охлаждения, позже – знаменитые М-17Ф. Почти 25-метровый ТБ-3 с размахом крыла около 40 метров и взлётным весом под 18 тонн, вооружался шестипулемётной цитаделью и двумя тоннами бомб. Новый воздушный «линкор» имел потолок 3800 метров, скорость до 180 км/ч, дальность действия 1350 км.

Естественно, зарубежные зависть и ненависть крепли, словно на дрожжах. Андрей Николаевич парирует недругам, которых хватало и в родном Отечестве, загнанном в штопор борьбы с троцкизмом:

«Как у конструктора, пространственное представление у меня хорошее. Началу работы всегда предшествует образ того, что хочу создать: без этого начинать работу нельзя. Нужно видеть то основное, что становится предметом конструктивной разработки».

Впоследствии, благодаря самоотдаче авиаконструкторов и моторостроителей, ТБ вбирает в себя лучшее, наработанное годами. Его спаренное шасси с присвистом коснётся взлётно-посадочных полос Варшавы, Парижа, Рима, закрепив авторитет ТБ-1, который произвёл фурор в Нью-Йорке в 1933 году. Тогда представители «Боинга», «Локхида», «Кертисса», «Дугласа», прохаживаясь мимо бледно-голубоватой «Страны Советов» с бортовым номером «URSS-300», подолгу кивали головами и цокали языками. В.М.Петляков, побывавший в Новом Свете, вспоминал: «Когда мы разговаривали с директором фирмы «Боинг», он сказал, что думает построить такой же самолёт».

Пока в недрах «Боинга» мозговали, новый дюралюминиевый небесный фрегат стал чемпионом в тяжёлом весе по поднятию грузов на небывалую ранее высоту. С четырьмя более мощными АМ-34ФРНВ, под пилотажем А.Б.Юмашева, ТБ-3 поднялся на 8990 метров с пятью тоннами на борту. Мужественный испытатель закрепил труд коллег М.М. Громова, А.И.Томашевского, экипажа «нью-йоркцев» С.А.Шестакова. Буквально через месяц (в октябре 1936-го) Юмашев установил мировой рекорд, подняв 10 тонн на высоту 6606 метров. Подтвердилась фраза-мысль создателя, построившего первый самолёт в бывшем столичном трактире «Раек», запечатлённая на страницах сборника «На Восток и на Запад»:

«Где кроется причина наших успехов? Здесь следует отыскать теоретическую подготовленность к работе, участие в ней всего комплекса лабораторий ЦАГИ. Постепенно шаг за шагом в них прорабатывались все вопросы, возникавшие в процессе развёртывания опытного строительства».

В годы становления авиации Отчизны в биографии уроженца сельца Пустомазово Тверской губернии хватало горестей и неудач. В 1925 году погиб друг авиаконструктора, испытатель В.М.Филиппов, давший путёвку в небо одномоторному биплану АНТ-3 (на нём позднее М.М.Громов побьёт рекорд француза Аррошара и в 1927-м побывает в Токио). По техническим причинам не сложилась судьба трёхмоторного пассажирского АНТ-9, едва не унёсшего жизни А.Н.Туполева, П.И.Баранова, И.И.Погосского, М.М.Громова, штурмана И.Т.Спирина и второго пилота И.В.Михеева в ходе перелёта по маршруту Москва-Севастополь-Одесса-Киев-Москва...

Смерть прошла рядом с экипажем и пассажирами АНТ-4 «Крылья Советов». Командир С.А.Шестаков, второй пилот Ф.Е.Болотов, штурман Б.Е.Стерлигов, бортмеханик Д.В.Фуфаев, авторитет ЦАГИ В.М.Петляков и мастер по гидросамолётам Р.Л.Бартини упали на камни в далёкой тайге в августе 1929 года. Не выходило из головы подлое убийство автора триплана «Святогор», сокурсника по МВТУ В.А.Слесарева в покрасневшем от крови Петрограде...

По закону жизни и по кодексу новаторов – без минусов не бывает плюсов. Да, было много неприятностей, трагедий, разногласий. Жила масса невидимых, но существующих врагов, с которыми с юмором и беззлобностью будут бороться писатели и карикатуристы, превратившие AНT-9 в агитационно-пропагандистский «Летающий крокодил».

Главнейшей вехой ТБ-3 под индексом Г-2 была труднейшая служба в Заполярье, когда его экипажи впервые в мире приледнились на Северном Полюсе, доставив туда экспедицию И.Д.Папанина. В историю авиации на века войдут полёты Героев-Полярников Б.Г.Чухновского и М.С.Бабушкина, осуществлявших посадки и взлёты с дрейфующих льдин. Увы, Герой Советского Союза М.С.Бабушкин погибнет в авиакатастрофе в 1938 году...

Перед Рождеством 1930-го Туполев, вместе с лидером ВВС П.И.Барановым, учёным Б.С.Стечкиным и авиаспециалистами Е.В.Урминым, Н.М.Харламовым и А.В.Петровым, отбыл в командировку по США. В Штатах, которым Советская Россия помогла выйти из глобального экономического кризиса, Андрей Николаевич планировал познакомиться с новинками отрасли, повстречаться с русскими авиаконструкторами в эмиграции - И.Сикорским, А.Северским, А.Картвели. Ключевой задачей поездки была заявлена покупка образцов двигателей воздушного и жидкостного охлаждения. Посещение заводов и встречи с авиаэлитой Америки сподвигли руководство ВВС РККА к запуску ТБ-1 в крупносерийное производство (216 экземпляров).

ТБ-1 справедливо назван родоначальником советской бомбардировочной авиации. Более того, он был призван для проведения различных военных экспериментов: на испытаниях ракетно-пороховых ускорителей, в качестве авиаматки для бипланов и монопланов конструкции ОКБ Н.Н.Поликарпова («цирк Вахмистрова»). На нём впервые произведена дозаправка в полёте, масштабные высадки ВДВ, сбрасывание крупногабаритных грузов на грузоподъёмных моделях парашютов (проект П.Гроховского).

Наследник четырёхмоторника, ТБ-3, долгое время состоял на вооружении ВВС РККА. Малое число задействовали в ГВФ, «Дералюфте» и «Добролёте». Наиболее массово бомбер отличился на Халхин-Голе, единицы – в Финляндии. Был задействован на Северном фронте, применялся, как десантный транспортник, под Смоленском. K тому времени ТБ и его модификации безнадёжно устарели. Тихоходные машины, хотя и сыграли роль концепт-бомберов для всех конкурирующих КБ и фирм, безнаказанно уничтожались Люфтваффе на земле и в воздухе, особенно без прикрытия истребителей...

Довоенная гигантомания, охватившая все сферы жизни народов Союза ССР, отразится на проектировке и эксплуатации супергиганта АНТ-20 «Максим Горький». Кроме упомянутых выше машин, к 1934 году за плечами «туполевцев» были многие достижения. Среди них – трёхмоторный АНТ-9, на котором М.М.Громов, А.А.Архангельский, М.Е.Кольцов, Б.Е.Ефимов поразили Берлин, Рим, Марсель и Лондон вместе с главинспектром ГВФ В.А.Зарзаром. Несмотря на заслуги Н.Н.Поликарпова, был принят в серию удачный и надёжный истребитель И-4. Группа единомышленников во главе с В.М.Петляковым доработала шестимоторный бомбер АНТ-16. Велась огромная работа (по указанию И.В.Сталина) по вводу в строй рекордного одномоторного АНТ-25. Больше добрых отзывов, чем нареканий, заслужили разработки торпедных катеров, глиссеров, аэросаней и дирижаблей различного назначения.

Романтика увлечения небом, массовая популяризация авиации, непреклонное желание всюду быть первыми повлекли не только мировые рекорды и эйфорию от успехов, но и страшные авиакатастрофы. Самолёт с именем автора «Буревестника» строили всем миром через отделения Госбанка на народные пожертвования.*  Восьмимоторный (по 900 л.с.каждый), 33-метровый лайнер с размахом крыла 63 метра и полётным весом 42 тонны являлся уникальным созданием Авиапрома. Он воплотил лучшие отечественные разработки и технологии. Воздушный «Титаник» нёс на борту несколько радиостанций, телефонную станцию внутренней связи, фотолабораторию, типографию для отпечатки листовок, пневмопочту и киноустановку, электростанцию с приводом от отдельного двигателя. Правительство, ВКП(б) и народ высоко оценили целеустремлённые дарования команды А.Н.Туполева, воочию лицезрев не имевший аналогов аэроплан над Красной площадью 1 Мая 1935 года.

Спустя 17 дней мастодонт рухнул на глазах ошеломлённых зрителей, унеся под обломками 46 жизней…

«Это случилось в выходной день. Самолёт «Максим Горький» пилотировали Журов и Михеев. Когда он пролетал над Центральным аэродромом от Москвы к северо-востоку, к нему приблизился истребитель  И-4 и начал делать «мёртвые петли» вокруг него. Присутствующий на аэродроме Алкснис был потрясён и взбешён, но без радиосвязи прекратить воздушное хулиганство не удалось. На одной из петель истребитель сорвался в верхней точке и врезался в крыло «Максима Горького». Самолёт стал разваливаться в воздухе и все летевшие на нём погибли. Разбился и виновник этой катастрофы, пилот-истребитель Благин», – вспоминал М.М.Громов. Больше знаменитый ас не скажет о сверхгорьком факте ни слова.

«Выполнялся сдаточный полёт, – констатирует тогдашний руководитель гослётиспытаний опытных самолётов от НИИ ВВС И.Квитко. - Это был большой праздник для всех строителей самолёта. Разрешили полететь членам семей строителей. Для большего эффекта решено было выпустить в полёт лётчика Благина на истребителе, в задачу которого входило на каком-то удалении от самолёта-гиганта «Максим Горький» выполнить фигуры высшего пилотажа. Н.П.Благин стал делать петли Нестерова вокруг крыла исполина, врезался в него и «Максим Горький» рухнул на землю»...

С тех лет во многих источниках живёт абсурдная нестыковка данных, фактов, версий и гипотез о последнем дне трагического «детища» коммунистического авиастроения. Перевираются инициалы и родословная Николая Благина, занижается его пилотажный опыт. У одних - «отсутствует» лидер ВВС Я.И.Алкснис, не раз бывавший в Орле и друживший с женой С.А.Есенина Зинаидой Райх. Не упоминаются по фамилиям 36 ударников ЦАГИ и 11 членов экипажа с близкими родственниками. Умалчивается, что на АНТ-20 собирался лететь И.В.Сталин. Называются разные модели истребителей (И-4 и или учебно-тренировочный И-5 из подразделения ЦАГИ). Десятилетиями скрывалось предсмертное письмо Благина, по тексту которого он решился на таран, т.е. осознанно пошёл на госпокушение из-за репрессированной родни...

Начальник Главуправления ГВФ, сменивший на посту И.С.Уншлихта, комкор И.Ф.Ткачёв, выступая на собрании памяти погибших перед сотрудниками Московского территориального управления, заводов и НИИ, скажет: «...Знатными и храбрыми людьми авиации считаются не воздушные хулиганы, а люди железной дисциплины и высокой выдержки. Командир, политработник обязаны глубоко изучать свой личный состав». Пройдёт немного времени. Ткачёв, авторитетное лицо гражданской авиации СССР - «пропадёт без вести» в период безжалостных всесоюзных репрессий. Он «исчезнет» без следа, процесса, некролога, как и глава Академии им.Н.Е.Жуковского с 1927 по 1933 год комбриг С.Г.Хорьков…

Катастрофа потрясла всех авиаторов. Серьёзные выводы и жёсткая оценка по материалам её расследования были даны Совнаркомом СССР.

Туполев почернел внешне и изнутри. АвиаЧП, а также частая гибель экипажей скоростных бомбардировщиков в небе Испании, обернулись для его КБ тяжёлой личной трагедией. В 1937-м без вины виноватые попали в суровую опалу, под многолетний контроль их деятельности НКВД в лице Н.И.Ежова, затем основавшего Особое Техническое Бюро, душегуба и наркома внутренних дел Л.П.Берия.

Позже соратникам Андрея Николаевича придётся встречаться не раз с «пинкертонами» Берии, ибо Лаврентий Павлович внезапно «заболел» идеей создания пикирующего монстра-бомбардировщика. Знал ли Туполев о проекте 30-тонного пикировщика Э.Хейнкеля «Грейф» - не важно. Сославшись на отсутствие качественного дистанционного управления оружием, он встретил предложение наркома, весьма далёкого от авиации, в штыки, доказав опасность гигантомании в конструкции пикирующего бомбардировщика.

Несмотря на угнетающе-психологический стресс, врагоманию и аресты, коснувшиеся многих мэтров пролетарского самолётостроения, не глядя на дилеммы с ещё живым автором бесхвостого бомбера К-12 К.А.Калининым (его КБ вошло в состав туполевского), в жизни авиаконструктора будут зарницы счастья, дававшие ему взлёт оптимизма и творческой мысли.

Планета узнает о покорении неба над Северным Ледовитым океаном, Северным Полюсом и Аляской. Весь мир будет восхищён подвигом Г.Ф.Байдукова, В.П.Чкалова, А.В.Белякова при перелёте Москва-Ванкувер, проходившем в обледенении, при течи масла и штормовом ветре. Одномоторный АНТ-25, как и его отважный экипаж, станут живой легендой, международной победой и признанием краснозвёздной авиации Страны Советов.

К финалу 1937-го, в жестокой обстановке «авиадел» Туполева порадовал модернизированный скоростной бомбер AHT-40, оснащённый более мощными двигателями М-103. На нём испытатель М.Алексеев установил мировой рекорд, подняв тонну груза на 12246 метров. Содружеству «туполевцев» удалось применить на СБ новые туннельные радиаторы охлаждения моторов, что в союзе с винтами переменного шага, позволило достичь скорости 450 км/ч.

Правая рука А.Н.Туполева А.А.Архангельский всегда подчёркивал: для достижения высокой скорости на больших высотах необходимы новые высотные двигатели. Руководство ВВС поручило решение проблемы одарённому двигателисту В.Я.Климову. Модификация СБ с моторами ВК-105 стала именоваться АР-2. Будучи пикировщиком, машина смогла развить скорость 480 км/ч на высоте 10000 метров.

В ходе 30-40-х годов ОКБ А.Н.Туполева провело титаническую работу, о чём обязано знать и помнить сегодняшнее поколение не только авиаторов. Перед войной построили и испытали пассажирский АНТ-35, более мощный брат АНТ-25 – бомбардировщик РД (АНТ-36), двухмоторный дальний бомбер «Родина» (АНТ-37), СБ с носовой стойкой шасси, пятимоторный тяжёлый бомбер АНТ-42 (ТБ-7). Полным ходом велась разработка фронтового трёхместного бомбардировщика Ту-2 и пикировщика В.М.Петлякова (проект 100), который вскоре завоюет уважение на фронтах Великой Отечественной, под обозначением Пе-2.* Мало кто знал, что 34-метровые крылья рекордного АНТ-25 планировалось использовать в качестве ёмкостей для отравляющих веществ, не говоря про иные секретпроекты…

Туполевское КБ много и плодотворно работало над созданием гидросамолётов и летающих лодок, не исключало значения амфибий. Верные друзья, сподвижники по ЦАГИ - С.А.Чаплыгин, В.П.Ветчинкин, Г.X.Сабинин, П.А.Вальтер, А.М.Лаврентьев помнили народную мудрость: «Где дисциплина плохо ведётся, там врагам легче живётся». Товарищи по ОКБ - В.М.Петляков, А.А.Архангельский, П.О.Сухой, E.И.Погосский, В.С.Вахмистров, В.М.Мясищев, И.И.Погосский, Н.В.Лебедев, Л.А.Кербер, Б.М.Кондорский, многие инженеры, жена Туполева - Юлия Николаевна, знали наизусть изречение Андрея Николаевича. Генеральный часто повторял: «Авиация - это таран, который пробивает брешь в рутине и увлекает за собой многие отрасли техники».

Нынешние авиаведы, в годы пришествия нью-НЭПа незаслуженно забыли тяжёлый бомбер АНТ-16 (ТБ-4), истребитель сопровождения АНТ-7 (Кр-6), АНТ-36 с дизелями А.Д.Чаромского, бесхвостный бомбер К.А.Калинина К-12, огненный «ёж» - штурмовик Ту-2Ш. То же самое относится к двухмоторному покорителю вод «Страна Советов», к двухлодочному морскому крейсеру МК-1, к четырёхмоторной летающей лодке «Чайка» (АНТ-44), к русским «Каталинам» - «глазам» ВМФ МДР-2 и МДР-4. Фактическим доказательством успехов «школы Туполева» и сегодня являются программа «Самолёт-64» и бомбер Ту-4, хотя последний создавался «на платформе» экспроприированных на Дальнем Востоке штатовских «Суперфортрессов» В-29 (данных тип машин заклеймился испепелением мирных граждан в ходе атомных бомбардировок японских городов Хиросима и Нагасаки).

Сухопутные и морские летательные аппараты «туполевцев», их модификации, даже при мелкосерийности, участвовали во множестве операций Великой Отечественной войны повсеместно на всех фронтах. Они навсегда вошли в военно-исторические энциклопедии и в авиалетопись Планеты. Благодаря А.Н.Туполеву защитил дипломный проект в МВТУ будущий покоритель космоса, выдающийся ракетчик С.П.Королёв. Конечно, без глубокого анализа авиаиндустрии (а «бог» бомберов, как и «король истребителей» Н.Н.Поликарпов, был запойным чтецом иностранной научно-технической литературы) полноценное преодоление задач со многими неизвестными было бы абсолютно нереальным. Вездесущий контроль над творцами смертельного оружия со стороны лично И.В.Сталина, его «мехлисовцев» и экстранеординарных подчинённых Н.И.Ежова и Л.П.Берия где-то ускорял конструктивный процесс, но и в чём-то унижал небопроходцев вместе с их семьями. Следует помнить, что помимо ОКБ А.Н.Туполева в обстановке массовых репрессий накануне войны непоправимо пострадали выдающиеся первостроители ГВФ, ОСОАВИАХИМа, все Главуправления и инспекции авиации в округах, двигателисты, «красный директорат», смежные производства, поставщики сырья и оборудования, лётсостав ДБА.

Как бы там не было, Андрей Николаевич, оценивая стартово-взлётную полосу советской авиамысли, неоднократно вспоминал, как закалялась сталь: «У нас не было помещения. Не было оборудования. Зато была бурная энергия и подлинный энтузиазм. Мы с самого начала решили не замыкаться в теории и работали с таким расчётом, чтобы страна как можно скорее получила практические результаты».

«Мы доказали, - позднее отмечал Туполев, - что тяжёлые манёвренные машины можно строить с меньшими запасами прочности, чем истребители и разведчики. У нас в КБ были созданы новые принципы конструирования, позволившие заставить работать металл с максимальной отдачей, новые методы расчёта. Особенно важно то, что была разработана принципиальная схема многомоторного моноплана, впервые с успехом апробированная на самолётах ТБ-1 (АНТ-4) и ТБ-3 (АНТ-6). У этих машин установленные на крыло двигатели и спрятанные в его толще баки с топливом разгружали крыло в полёте и тем самым позволяли облегчить его конструкцию».

Среди достижений «туполевцев» знаковой «формулой успеха» единомышленников было умение контактировать с лётно-испытательной элитой, мотористами, оружейниками, с представителями заводов и наркоматов, взаимодействующих с самолётостроением, неважно, военным или гражданским. Разумеется, с А.Н.Туполевым были знакомы и не раз спорили с ним не афишируемые тогда конструкторы авиамоторов А.А.Микулин и А.Д.Швецов, В.Я.Климов и А.Д.Чаромский, С.А.Косберг и А.М.Исаев, Л.С.Душкин и С.К.Туманский, Е.В.Урмин и А.С.Назаров. Внесли большой вклад в обеспечение отечественными моторами ВВС и ГВФ, а также авиации ВМФ талантливые конструкторы А.А.Бессонов, В.А.Добрынин, А.Н.Рафаэлянц, Д.П.Островский, В.П.Глушко.

В одном ряду с ними не одну бессонную ночь проработали над оружием Победы конструкторы вооружения, применяемого на всех типах боевых самолётов - В.Д.Веневидов, И.И.Торопов, Б.Г.Шпитальный, А.Г.Можеровский, А.Э.Нудельман, М.Е.Березин, А.С.Суранов, И.А.Ларионов, И.А.Комарицкий, С.В.Владимиров, В.А.Дегтярёв. Очень помогли «туполевцам» сотрудники ЦАГИ И.Остославский, М.Келдыш, нарком авиапромышленности А.Шахурин. Порой непростые, но всё же дружеские отношения сложились у Туполева и его товарищей с лидерами ВВС РККА П.И.Барановым, Я.И.Алкснисом, Я.В.Смушкевичем, П.В.Рычаговым, П.Ф.Жигаревым, А.Е.Головановым, А.А.Новиковым, С.Ф.Жаворонковым, с командующими Воздушных армий, авиадивизий, авиаполков, ПВО и служб обеспечения ВВС всем необходимым (до и после расформировки ДБА и АДД).

Говоря о триумфах и неудачах «бога бомберов», нельзя забыть «петляковцев». Штурмовали небо войны и мира «правая рука» В.М.Петлякова - И.Ф.Незваль; великолепный инженер, чертёжник и музыкант К.И.Попов; ироничный трудоголик Б.А.Саукке; одарённый математик с большим будущим В.Н.Беляев; инициатор цельнометаллических компоновок А.И.Путилов; его предшественник на посту зама В.М.Петлякова, приверженец геликоптеров А.М.Изаксон; душа компаний, инженер И.П.Мосолов. Туполевский союз не был бы авторитетно-состоявшимся без начальников групп хвостового оперения, силовых установок и шасси - В.И.Лапицкого, А.И.Гординского, А.А.Мостового, без спецов по аэродинамике, крыльям, фюзеляжам и по управлению самолётами Г.Н.Пульхрова, Б.П.Кощеева, Ю.Т.Шаталова, П.Н.Обрубова, Н.Г.Нурова, В.П.Невдачина, Г.Я.Балагуро. Отдали себя на износ созданию лучших боевых машин Второй Мировой - герой Коктебеля по планёрам И.П.Толстых, будущий главконструктор В.М.Мясищев, мастер винтомоторных дел П.Л.Оттен, профессионалы в области оборудования и вооружения К.Е.Полищук, С.М.Меерсон, их соратники и подчинённые...

Скоростные бомберы «Катюша» 23 февраля 1938-го преодолели свыше 700 километров, разбомбив японскую авиабазу на о.Тайвань, уничтожив 36 самолётов противника, не потеряв не одного экипажа.

Мастодонт ТБ-7, «крещёный» воздухом 27 декабря 1936-го, стал не только верховодцем по практическому потолку (10 000 м), но и в числе первых нанёс бомбовый удар по Берлину в 1941-м. Самолёт прославился «дальнобойщиком» при межконтинентальных перелётах государственного значения, будучи «членовозом» высокопоставленных советских делегаций в Англию и США - туда и обратно. Группа ТБ-7 отличилась налётом на Силезский промрайон осенью того же года. Русскую «летающую крепость» переименуют в Пе-8, но выпустят мало – всего 79 экземпляров.

Помимо горестных вестей с фронтов на первой фазе Великой Отечественной, Туполевское КБ было несказанно сокрушено гибелью В.М. Петлякова в авиакатастрофе под Рождество 1942 года. Все выше названные, а также авангардисты авианауки, его друзья Л.Л.Селяков, К.В.Рогов, К.В.Минкер, А.П.Голубков, Е.И.Бару, М.Н.Петров - вся страна и авиаэлита - были глубоко потрясены некрологами и вестью о трагедии под Казанью...

Детища «петляковцев» использовались в качестве пикировщиков, топмачтовых бомберов, в редкой роли прожекторных машин при отражении налётов «орлов Геринга» на Москву. Бригаду В.М.Петлякова возглавит уроженец города Ефремов, его тёзка и друг В.М.Мясищев. К Пе-2 приложит гениальную руку «укротитель огня» С.П.Королёв - автор реактивных ускорителей для пикировщика.*  

Требования войны предопределили судьбу туполевского пикировщика, двухмоторного Ту-2, известного под опытным наименованием АНТ-58. Почти 11-тонный самолёт с четырёхместным экипажем разгонялся до 550 км/ч, неся смерть врагу тысячью килограммами бомб, огнём из двух 20-мм пушек и трёх 12,7-мм пулемётов. Авиазаводы СССР построили 2527 Ту-2, обладавшего практическим потолком 9500 метров и дальностью полёта 2100 километров. Машина, дебютировавшая на Калининском фронте осенью 1932-го, обретёт массу воинских ролей - торпедоносца, фоторазведчика, тяжёлого штурмовика. На базе Ту-2 для авиации дальнего действия разработают спецверсию бомбардировщика, которую одобрили мастера бомбардировочных операций А.Е.Голованов, М.И.Шевелев, Н.С.Скрипко, их боевые товарищи.

КБ Павла Осиповича Сухого, взяв за канву компоновку Ту-2, выпустит учебно-тренировочный аппарат для обучения поколения послевоенных авиаторов. Поднимутся ввысь экспериментальные Ту-6, Ту-8, Ту-10. После войны Ту-2 найдёт широкое применение в ВДВ, став носителем джипов ГАЗ-67 и лёгких арторудий. Раньше Н.Н.Поликарпова и С.В.Ильюшина КБ А.Н.Туполева спроектировало тяжёлый бронированный штурмовик АНТ-17, с весом брони под тонну, однако на его судьбе поставила крест малая скорость - 250 км/ч...

На достижение господства в воздухе и на реализацию советской бомбардировочной доктрины трудились НИИ ВВС, Всесоюзный институт авиаматериалов, Центральный институт авиационного моторостроения под девизами: «Пролетарий - на самолёт!», «Без победы на земле - нет побед в небе!». Часть КБ и авиазаводов работали на местах, другая - претерпела реорганизацию в суровых условиях эвакуации.

Послевоенные разработки, идеи и воплощённые в жизнь реактивные машины содружества авиаконструкторов во главе с А.Н.Туполевым - отдельный объёмный рассказ. Мы помним о вводе в конструкцию самолётов стреловидного крыла, новых типах шасси, об постоянных экспериментах КБ по созданию машин с жидкостно-реактивными и турбореактивными двигателями. Не забыли о новом вооружении бомберов и о замечательных пассажирских лайнерах с мировым узнаваемым именем «ТУ». Туполевская  инженерия в числе первых положила «кладку» в реактивную эпоху, передав грядущему эстафету от поршневой концепции крылатых машин. Показательно, что прославленный коллектив воспитал как немалое число выдающихся лётчиков-испытателей, так и предоставил возможность раскрыться таланту множества конструкторов, со временем достигших мирового признания и относительной самостоятельности в составе новых авиаКБ. Их честью и славой, доблестью повседневного труда в небеса взлетят новые базовые и морские истребители, штурмовики и бомберы, палубные машины и вертолёты, экранопланы и амфибии, летающие лодки и рекордно-спортивные самолёты нетрадиционных схем.

Сослуживцы А.Н.Туполева отмечали искрящуюся калейдоскопность его личности, неповторимость особых черт характера, волю и профессиональную сметку при быстром принятии ответственных решений. Всё совмещалось в генерал-полковнике ВВС на любой стадии реализации конструктивного проекта: страшный гнев и милосердие, жёсткое отстаивание своей транскрипции и отцовская помощь дебютанту, пыл новатора и болезненная придирчивость к «мелочам», коих в авиации не бывает. Будь-то «Максим Горький», Ту-4, Ту-16, сверхзвуковая гонка с «Конкордом» при рождении Ту-144 или массовая постройка Ту-104 и его ввод на линии «Аэрофлота» - Генеральный конструктор и трижды Герой СоцТруда цепко держал «марку» руководимого им коллектива, защищая его от ненужно-вероятных ошибок.

С ростом «пентагономании» и с появлением штатовских В-52 был такой случай на рубеже 40-х-50-х годов, когда И.В.Сталин срочно затребовал суперстратегический бомбер, способный нести на борту атомное оружие. К проблеме подключились ЦК КПСС, Правительство, Минобороны, спецслужбы. Вождь настаивал на постройке аппарата с ТРД. Депутат Верховного Совета СССР ответил генералиссимусу резко и прямо: «НЕТ!»

- Почему не сделать самолёт на базе Ту-16? - буркнул недовольный Иосиф Виссарионович.

- Машина с парой двигателей Микулина, каждый хотя и большой тяги - 8750 килограммов, но далеко на них не улететь, - невозмутимо парировал Андрей Николаевич.

- Так ставьте четыре мотора. Кто вам мешает? - упрямствовал Сталин.

- Простое увеличение числа двигателей не поможет, - правдорубствовал Туполев. - У нас готовится проект межконтинентального самолёта с турбовинтовыми двигателями, который, по всей видимости, должен дать стратегическую дальность. У ТРД расход топлива слишком высок, и не видно, как его снизить...

В этом жизненно-биографическом эпизоде весь «бог» бомбардировщиков, по меткому выражению соратника Л.Л.Кербера, «Ту - человек и самолёт!». Для пионеров советской авиации товарищество ценилось дороже золота, Ленинских и Государственных премий. Кстати, «туполевцы» пожертвовали свои 25-тысячные премии в Госфонд на строительство бомбардировщиков! Кто-нибудь из сегодняшних сограждан способен это повторить, отдав рубли и валюту на Общенародное Дело?!

Перед гибелью на И-180, виртуоз пилотажа В.П.Чкалов влетел в кабинет Н.Н.Поликарпова с новостью: «Николай Николаич, вы не слышали? «Дуба» свалили!» (имея ввиду А.Н.Туполева). «Король истребителей», сам едва не угодивший в ГУЛАГ под клеймом «вредителя», тихо и грустно сказал: «Помолиться за них надо, Валерий Павлович, помолиться!»...

Ценой горьких неудач и славных успехов Андрей Николаевич, работая в условиях повальных арестов, укрепил родные ВВС и предоставил достижения зарубежному авиамиру, чем ускорил развитие авиации союзников и врагов. Именно великие заслуги лауреата Ленинской премии и пятикратного обладателя Госпремии СССР, сотни «ноу-хау», воплощённые в тысячах самолётов, только от названий которых «кусали ногти» за рубежом, превратили в пепел мракобесие ложного обвинения. Соратничество, а не «авиашарага», стало сверхмощным «шпангоутом», который помог конструктору дожить до реабилитации. Человеческий фактор выдвинул ратоборцев ОКБ А.Н.Туполева на пьедестал небопроходцев с учениками, включая сына Андрея Андреевича.

В текущем ноябре 2018 года его отцу исполняется 130 лет со дня рождения. Авианаследие «туполевцев» работает в небе и на земле до сих пор, ибо конструктор от Бога отошёл в бессмертие фразой: «Потому, что не мыслю себя без коллектива. Потому что рядом со мной трудятся прекрасные учёные, конструкторы, рабочие...».

Таким он остался в памяти Поколения Победителей - восьмикратный ленинский орденоносец, награждённый орденами Октябрьской революции, Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и «Знаком Почёта», академик АН СССР Андрей Николаев ТУПОЛЕВ!

Октябрь-ноябрь 2018 г., г. Орёл - Москва - Монино - г.Орёл

Виктор Рассохин, Сергей Рассохин, авторы 45 книг,

члены Союза Российских писателей, Военно-исторического общества,

«Союза военных литераторов» и организации «Флоту быть!»,

дипломанты Всероссийского конкурса «Патриот России-2018»

* В очерке ««Бог» бомбардировщиков» полностью сохранены авторские орфография и пунктуация. - Прим. ред.


Фото: yandex.kz
20 февраля 2020 13:02
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~nSmnI
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости