Герой всех времён

Совсем недавно вся страна отметила 200-летие со дня рождения великого русского поэта Михаила Лермонтова. Мероприятие, посвященное этой дате, прошло в музее Тургенева.

DSC09210.JPGЛитературно-музыкальную композицию представила театральная студия «Ювента» (руководитель — доцент Орловского государственного университета, кандидат филологических наук Наталья Смоголь) в сотворческом союзе с первым курсом Орловского машиностроительного техникума и вместе с педагогами Орловской детской хоровой школы.
— Вообще, Лермонтов — автор для взрослых, — считает Наталья Смоголь. — У него нет детской лирики, которая могла быть понятна младшеклассникам. Хотя, с другой стороны, художественное слово обладает вневременной энергией, и если человек расположен воспринимать смысл поэтического текста, то это он может и в более раннем возрасте. Сам поэт уже в 14 лет писал такие серьезные вещи, что и тридцатилетние, и пятидесятилетние могли бы озвучить как откровение. Когда мы готовили композицию, была проблема уйти от негативных эмоций, которые все-таки переполняют его творчество. Нам не хотелось захлестнуть зрителя волной этой безутешности и безотрадности. Поэтому выбрали стихи музыкальные, на которые написаны романсы «Утес», «Когда волнуется желтеющая нива», «По небу полуночи ангел летел», «Тучки небесные». Конечно, нам хотелось сказать, что Лермонтов был человеком многоплановым, многогранным, многосторонним и по лирической тропе его вели разные чувства.
Видимо, Михаилу Лермонтову было суждено рано созреть и уйти. У него была позиция одиночки, который от всего устал, которого никто не понимает. «Никто не дорожит мной на земле, и сам себе я в тягость, как другим…». Но многим современникам нравилось это, и не важно, была ли это маска или крик души.
Многие люди, пересекавшиеся с поэтом, совершенно по-разному отзывались о нем. Кто-то называл его глаза огромными, а кому-то они казались щелями. Брюллов вообще сказал, что не заметил в его лице ничего выдающегося. Противоречивые отзывы остались и о характере. Однако все сходились во мнении, что это был человек серьезный, умный и образованный.
Он был избранным и знал это. Возможно, раннее ощущение своей избранности и делало Лермонтова порой странным, непонятным и загадочным для других. И это объяснимо, ведь он был особенным, он был великим творцом. «Попробуйте не быть странным, оставаться всегда самим собой и писать «Героя нашего времени», — говорит, например, Георгий Гулиа в своей книге о Лермонтове. — Наивно думать, что такое произведение, которым будут зачитываться даже спустя полтора века, писалось просто так, между делом и от нечего делать. И мог ли человек, создавший этот роман, оставаться ровным, спокойным и не гореть?»
Он был избранником и знал это. Возможно, раннее ощущение своей избранности и делало Лермонтова порою странным, непонятным и загадочным для других.
Многие литераторы и литературоведы были высокого мнения о творчестве Лермонтова. Лев Толстой называл «Бородино» «зерном» своего романа «Война и мир». Литературный критик Николай Добролюбов в одной из своих статей отмечал, что Лермонтов, «умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе». В стихотворении «Родина», отмечал критик, «он становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно».
Организаторы мероприятия, посвященного Михаилу Лермонтову, постарались сделать антураж праздника романтичным, затронули самые главные, самые страстные темы — Кавказа, любви.
— Удивила реакция зала, — говорит Наталья Смоголь. — В зале я насчитала почти полсотни мальчишек, а это аудитория, как правило, не самая поэтически настроенная. Но ребята внимательно слушали, активно аплодировали музыке. Атмосфера в зале была очень теплая. Отрывок из «Героя нашего времени», когда Печорин описывает вид Кисловодска из окна, этот довольно большой, на полстраницы, отрывок слушали почти зачарованно.
На мероприятии выступил доцент Орловского государственного университета Сергей Барбашов. Он говорил о том, что русская литература не страдает гордыней и не выдает желаемое за действительное. Мы можем видеть наши недостатки и не боимся их клеймить. Отсюда и «Прощай, немытая Россия...», и все эти социальные протесты, и внутренние обиды. Наши поэты не рафинируют действительность, не покрывают ее сусальностью. У них очень многомерный взгляд, и зачастую они все же являются пророками в своем Отечестве. А нам нужно только внимательно вслушиваться в эти пророчества.
Автор: Анжела Сазонова
22 Октября 2014 13:24

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений