Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

К 120-летию со дня рождения Ф.Я. Фалалеева: «Крылатый маршал»

В бессмертном строю выдающихся авиаторов ВВС СССР имя и заслуги Фёдора Яковлевича Фалалеева, участника Гражданской войны и члена ВКП(б) с 1918 года, упоминаются крайне редко.

Его «обошла» «Звезда» Героя Советского Союза, как многих представителей высшего командования Красной Армии, ВМФ и ВВС при И.В. Сталине. Живительное тепло фронтового товарищества сопровождало его при жизни и после смерти, и потому долг Вооружённых Сил РФ - отметить юбилей победоносного военачальника.

Замечательный уроженец Ижевской земли, трудом и волей осуществил блистательную карьеру, пройдя курсы «Выстрел» и престижную ВВА имени Н.Е. Жуковского в 1928-1934 годах. Высшая степень технической, тактической, доктринно-стратегической грамотности была своевременно замечена лидерами ВВС РККА. Время моторов, Сталинская программа «Сто тысяч лётчиков», успехи самолётостроителей Родины и зарубежья цепко охватили широкие массы населения в ходе реформаций ВВС накануне Второй Мировой и Великой Отечественной войн.

Масштабная популяризация военной и гражданской авиации, парашютизма и планеризма, ввод большого числа аэроклубов находились на пике всесоюзного развития. Одарённого офицера, лично знакомого с элитой полурепрессированной авиации, в начале 1941-го назначают генерал-инспектором ВВС, причём при его одновременном исполнении обязанностей 1-го зама начальника Главуправления ВВС. Летом того зловеще-трагичного года Ф.Я. Фалалеев заслужил звание генерал-майора авиации, участвует в отражении многократных налётов армад Люфтваффе и в разработке множества воздушных операций.

Сегодня, в год 80-летия начала Второй Мировой войны, в преддверии 75-летия Великой Победы, увы, сверхточно не установить, «что» пережил герой строк, командуя ВВС 6-й армии Юго-Западного фронта и Юго-Западного направления. Массовая гибель лётсостава бомбардировочной, штурмовой, разведывательной, истребительной авиации, чудовищный разгром самолётопарка на аэродромах, жертвы таранов, малочисленность новых машин, захват родной земли и катастрофа отступления сократили жизнь Фёдора Яковлевича на энное число лет. Сводки - сводками, приказы - приказами, рапорты командованию - рапортами. Однако великожертвенность первой фазы Великой Отечественной, ставшей Священной войной с оккупантами, лишила тогда покоя и сна всех военачальников, вплоть до Вождя...

Шестая армия, основанная в 1939-м (Киевский ОВО), освобождала Западную Украину перед войной, позже дислоцировалась под Львовом. При преступной реализации германского плана «Барбаросса» армия сражалась с захватчиками в составе Юго-Западного фронта. Впоследствии, армия, ведомая генерал-лейтенантом И.Н. Музыченко в рядах Южного фронта, участвовала в оборонительной операции под Киевом, но, понеся значительные потери, была расформирована 10 августа 1941-го. Соединения бывшей «Шестой» включили в другие армии, в условиях всеобщего горя отступления, плена, оставления и уничтожения различной воентехники.

До сентября, несмотря на «блицкригные» успехи Вермахта, армию возродили на основе сил 48-го стрелкового корпуса. Она состояла из пяти стрелковых дивизий, двух кавалеристских дивизий, танковой дивизии, ряда артиллеристских и инженерных частей. За действия авиации отвечал головой Ф.Я. Фалалеев, которому подчинялась 44-я истребительная авиадивизия (124 самолёта с учётом резерва).

Соединение храбро обороняло левобережье Днепра под Днепропетровском, а в конце сентября 1941-го, будучи переданным Юго-Западному фронту, вело ожесточённые бои в аде Донбасской операции. С апреля по декабрь армией командовал генерал-лейтенант Р.Я. Малиновский.

Вслед за Донбасской, «Шестая» громила немцев в Барвенково-Лозовской операции, героически сражалась в битве под Харьковом, где (в 1942-м) понесла глобальные потери, попав в трагическое окружение. Через год после начала войны армию снова расформировали, сняв с поста её командующего генерал-лейтенанта А.М. Городнянского, руководившего ею с января по май 1942 года.

На базе 6-й резервной армии её вновь возродят в начале июля и введут в контингент Воронежского фронта. На её долю выпадет кровопролитие Воронежско-Ворошиловградской и Среднедонской операций. Герои «Шестой» блеснут отвагой и самопожертвованием как в составе Юго-Западного фронта, так и 3-го Украинского фронта, под началом командующих Ф.М. Харитонова и И.Т. Шлемина.

С осени 1942-го Фёдор Яковлевич курировал авианаправление во главе штаба и заместителем командующего ВВС. Вторую половину войны он денно и нощно трудился на посту заместителя командующего ВВС Красной Армии, являлся представителем Ставки ВГК и координатором действий воздушных армий. Именно Фалалеев (что забывается) был куратором французских пилотов, задолго до присвоения авиаполку Почётного наименования «Нормандия-Неман». Благодаря его точным знаниям по проблематике производства машин и их поставок по обязательствам Ленд-Лиза, было завоёвано господство в воздухе при изгнании пеших и крылатых врагов с Донбасса, Южной Украины, Крыма, особо - в ходе Белорусской, Прибалтийской, Восточно-Прусской операций.

Огромное число встреч провёл Фалалеев с лидерами ВВС Страны Советов - А.А. Новиковым, С.Ф. Жаворонковым, А.Е. Головановым, П.Ф. Жигаревым, с наркомом авиастроения А.И. Шахуриным. Он подвергал себя и экипажи самолётов опасности, постоянно вылетая с инспекциями на фронты к командующим воздушными армиями М.М. Громову и Т.Т. Хрюкину, к С.А. Красовскому и К.Н. Смирнову, к Н.Ф. Папивину, К.А. Вершинину, Н.Ф. Науменко. Какая бы не складывалась обстановка на фронтах, какие бы новые машины В. Мессершмитта, Э. Хейнкеля, К. Танка, К. Дорнье не вводились в массовое перевооружение Люфтваффе, генерал всюду поддерживал соединения Т.Ф. Куцевалова, С.К. Горюнова, Д.Ф. Кондратюка, Ф.П. Полынина, И.М. Соколова. Да, были редкостно-резкие моменты в отношениях Фёдора Яковлевича с летучим генералитетом, однако - всегда и везде - его вклад в жизнеобеспечение ВВС подчёркивали командующие воздушными армиями В.Н. Жданов, А.С. Сенаторов, В.А. Виноградов, Д.Я. Слобожан, В.Н. Бибиков, С.А. Худяков, С.Д. Рыбальченко.

Будем жить и помнить, что за Главным командованием ВВС, Ставкой и названными командующими 13-ти воздушных армий стояли их крылатые коллеги, орденоносцы, стратеги и тактики пилотажа жизни со смертью - И.П. Журавлёв, И.Г. Пятыхин, П.С. Степанов, С.И. Руденко, В.А. Судец. На языке Советских энциклопедий для взрослых и  школьников авиамощь Поколения Победителей выглядела кратко, зато оставалась в памяти детей войны и фронтовиков:     

«К кон. 1944 в составе ВВС имелось 16 возд. армий, в к-рые входили 37 авиакорпусов и 170 авиадивизий (63 истребительных, 50 штурмовых, 55 бомбардировочных и 2 смешанные). Авиация получала во всё возрастающих кол-вах боевые самолёты, в т.ч. новых типов (истребители Як-9у, Ла-7, Ла-9, штурмовики Ил-10, бомбардировщик Ту-2 и др.). В янв. 1945 в составе действующих ВВС имелось 15,5 тыс. самолётов...».

В 1944-м, в аккурат к 45-летнему юбилею, эффективный  профессионал Ф.Я. Фалалеев отметил присвоение звания Маршала авиации. Конечно же, помимо руководства державы, его поздравили не только военачальники высшего ранга, но и асы воздушной войны, Герои и не признанные храбрецы, ветераны ВВС, владевшие всеми типами боевых самолётов, а также авиаконструкторы и «красные директора» авиазаводов. Летели телеграммы, трезвонили телефоны от наркоматов, комиссариатов, авиаучилищ и Академии им. Н.Е. Жуковского, от НИИ ВВС, от командующих фронтов, армий, бронетанковых войск, артиллерии, от ПВО и крылатых витязей ВМФ. Поздравления с наилучшими пожеланиями шли от офицерства авиации резерва Верховного Главнокомандования, от АДД и авангарда бомбардировочной, истребительной, штурмовой, корректировочно-разведывательной, санитарной, фронтовой и ночной авиации. Генерал-лейтенант авиации Н.А. Соколов-Соколёнок и военинженер 1-го ранга С.П. Хадеев, возглавлявшие ВВА РККА им. профессора Н.Е. Жуковского, приглашали именинника прочесть курс лекций о роли ВВС в Краснозвёздных Вооружённых Силах. Особой гордостью Маршала явилось поздравление пилотов «Нормандии-Неман», ведь он встречал первых «мушкетёров» во главе с майором Жаном-Луи Тюляном, погибшем при освобождении Орловщины...

Величайшими ратными и трудовыми усилиями сплочённых народов СССР будет достигнута выстраданно-историческая Победа при изгнании захватчиков с родной земли и освобождении Европы и Азии от «новых порядков» стран «Оси». На примере авиации математика и статистика Великой Отечественной войны напоминают, что за её трагичное четырёхлетье на врага сбросили около 31 миллиона авиабомб (или почти 700 000 тонн). Высокодоблестный Тыл Советского Союза, отказывая себе во всём - для фронта, для Победы! - обеспечил небесных ратников и освободителей почти двумя миллионами тонн ГСМ, возвёл, реконструировал, построил несколько тысяч аэродромов. О победоносном возмездии над фашистской свастикой говорит количественный и качественный рывок самолётостроительной промышленности: в 1941-м в операциях ВВС задействовали не более 500 машин, тогда как в памятном 1945-м - уже десятки тысяч самолётов (около 7 500 под Берлином).

Мы идём «Бессмертными полками» по России с портретами Героев народа и семей, но (и слава Богу!) ныне не представляем, «что такое» 3 миллиона 125 тысяч самолёто-вылетов за четыре года Второй Отечественной. Вдумайтесь, живущие в безобразном рынке потомки: 57 тысяч крестоносных самолётов всех типов и конструкций уничтожили наши сверхотважные предки в небе, на аэродромах, над морями и озёрами. Гражданский флот и подопечные Маршала А.Е. Голованова (АДД) перебросили около 84 тысяч партизан, обеспечив их оружием, медикаментами, продовольствием общей массой 17 тысяч тонн.

Свыше пятисот воздушных таранов - о каждом важно поставить мини-фильм или создать документальную книгу. Писателей, журналистов, патриотов и волонтёров ожидают биографии-судьбы более 200 тысяч лётчиков, штурманов, стрелков-радистов. Ещё мало понято и рассказано о 2420-ти пилотах, ставших Героями Советского Союза - при жизни и посмертно. К 75-летию Победы видим значительно необходимым выпуск документального сериала о жизненном и боевом пути 65-ти Дважды Героев Советского Союза, о 350-ти авиаторах, погибших при неповторимых обстоятельствах боёв и сражений, вслед за экипажем Н.Ф. Гастелло. Молодым актуально видеть, слышать, осознавать материалы СМИ о награждении 897-ми частей и авиасоединений, о Почётных наименованиях 708-ми, о 228-ми формированиях, завоевавших в аде разнокалиберного противостояния звание Вечной Крылатой Гвардии.

...Через год после Великой Победы Ф.Я. Фалалеев возглавит свою альма-матер - Военно-Воздушную Академию. К сожалению, Маршал не доживёт до присвоения ей имени Юрия Алексеевича Гагарина. На фоне послевоенной трагедийности и воскрешения оккупированных территорий скромный военачальник найдёт время и силы для создания мемуарной книги «В строю крылатых», где без прикрас раскроет нюансы войны за господство в воздухе.

Всего на два года он переживёт генералиссимуса Иосифа Сталина, не узнает о глумлении «хрущёвцев» над сыном Вождя - бесшабашным, но умелым генералом ВВС Василием Сталиным. Ленинский орденоносец отошёл на небеса в возрасте 56-ти лет. И ещё долго будут вспоминать друзья-однополчане Фёдора Яковлевича Фалалеева, награждённого тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 1-й степени, орденом Красной Звезды и Кутузова 1-й степени, Суворова 2-й степени и «Знаком Почёта».

Строй крылатых защитников неба давно реактивный. Будем же вместе достойны памяти тех, кто успел улыбнуться под «Тёмную ночь», «Землянку», «Огонёк», «Синий платочек», «В лесу прифронтовом»…

9-10 Мая 2019 г., Первосалютный Орёл

Виктор Рассохин, Сергей Рассохин, авторы 45 книг,

члены Союза Российских писателей, Военно-исторического общества,

«Союза военных литераторов» и организации «Флоту быть!»,

дипломанты Всероссийского конкурса «Патриот России-2018» 

* В очерке «Крылатый маршал» полностью сохранены авторские орфография и пунктуация. - Прим. ред.


24 августа 2019 14:36
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~UFHUm
Комментарии


Актуальное видео
19.09.2022 17:10:00
О правилах поведения в социальных сетях
Наш паблик
Архив газет

Новости