Квартирный вопрос

За два года до юбилея Орла оказались закрыты на реконструкцию крупнейшие орловские театры. Пока исторические здания обносили заборами, руководители творческих коллективов успели перессориться за право делить одну и ту же сцену с муниципальными учреждениями культуры.

anons_teatr_31.jpgВ тесноте, да в обиде
Чтобы понять истоки «театрального» конфликта, придется вспомнить, сколько приспособленных под культурно-досуговые цели зданий в Орле стоит в строительных лесах. Помимо двух театров, «Свободного пространства» и областного драматического, в программу подготовки Орла к 450-летию включили реставрацию центра молодежи «Полет» и Дворца пионеров им. Гагарина. Зритель еще может утешить себя, ожидая будущих спектаклей в новых комфортных залах с отличным оборудованием и акустикой, и довольствоваться теми помещениями, которые есть. А вот артистам не позавидуешь: и репетиции проводить, и готовить премьеры приходится не в родных, привычных стенах, а там, где «временных переселенцев» согласятся принять.
Оба орловских театра приютил городской центр культуры(ГКЦ). С новой площадкой для спектаклей драмтеатра, закрытого на капремонт год назад, проблем не возникло. Места хватило и актерам труппы, и выступающим на сцене творческим коллективам. Когда в сентябре закрылся на реконструкцию бывший орловский ТЮЗ, ничто не предвещало трений по поводу его дальнейшего местопребывания. Дирекция театра заключила сразу несколько договоров на проведение спектаклей и хранение декораций. Но как только зашла речь о месте постоянных репетиций труппы, тут же разгорелся спор. Разобраться в его предмете и найти приемлемое для всех решение попытались депутаты комитета облсовета по образованию, культуре, спорту, молодежной политике и туризму. Для чего и пригласили на заседание худ­рука «Свободного пространства» Александра Михайлова. Режиссер не стеснялся сгущать краски, стремясь закрепить за театром самую удобную сцену из тех, которые глобальный ремонт пока что обошел стороной.
— Согласие на реконструкцию всего комплекса давалось в расчете на полную модернизацию сцены и зрительного зала — сердца любого театра. Полную замену механики, светового и звукового оборудования без федеральных средств мы бы никогда не потянули. Работы рассчитаны на срок от одного до полутора лет. Совсем небольшой срок по человеческим меркам, но чтобы потерять первоклассный коллектив, который собирался годами, этого времени вполне достаточно. Четыре новых спектакля в год — это тот минимум, который сегодня требуется зрителю. А для этого нужна нормальная репетиционная база: место для хранения хотя бы самых простых декораций и специально оборудованная сцена.
Сор из избы
Наконец, добрались и до яблока раздора. По мнению Михайлова, самой пригодной и подходящей площадкой для постоянных репетиций его актеров является именно городской центр культуры. Другие предложенные варианты режиссер отверг, по техническим причинам забраковав и КДЦ «Металлург», и областной центр народного творчества. «Все дело в человеческом факторе, — заявил Александр Алексеевич. — Чтобы было удобно и зрителю, и актерам, и посетителям центра культуры, не нужно ни денег, ни фантастических проектов. Достаточно желания руководства центра идти на переговоры».
О том, как велись эти переговоры ранее, художественный руководитель почему-то умолчал. Зато об их содержании нам охотно рассказала директор городского центра культуры Елена Майорова.
— Загруженность центра на сегодня такова, что сцена почти каждый день используется для проведения концертов и торжественных мероприятий: на плечах нашего коллектива целиком лежит организация концертов, детских утренников и фестивалей, торжественных мероприятий ко всем государственным праздникам. На них не продаем билетов, не занимаемся коммерцией. По муниципальному заказу в год проводим почти полтысячи мероприятий. Несмотря на этот плотный график, в помощи не отказали никому — ни областному драмтеатру, который меняет место пребывания уже второй раз, ни «Свободному пространству». Мы пошли навстречу и потеснились, выкроив время для спектаклей обоих театров. Но сегодня от нас требуют ужаться еще больше, в преддверии Нового года отставив на второй план подготовку и детских праздников, и официальных торжеств. Не удержусь от сравнения. Представьте, что я снимаю часть квартиры, но меня не устраивает присутствие в ней хозяина. Что я делаю: требую от хозяина потесниться или ищу себе более подходящее жилье? Думаю, ответ для всех будет очевиден.
Кстати, по словам Елены Майоровой, несмотря на заключенный со «Свободным пространством» договор, оплаты за использование помещений центра до сих пор не поступило. Этот факт в присутствии депутатов признал и Александр Михайлов, ссылаясь на дефицит собственных денег у театра и жесткое планирование средств регионального бюджета, финансирующего учреждения культуры. Но почему же труппа областного драмтеатра в аналогичной ситуации нашла выход, договорившись репетировать свои спектакли на сцене студенческого центра Гос­университета - УНПК, а премьеры устраивать в хорошо оборудованном зале городского центра культуры? Адресуем этот вопрос самим руководителям и попытаемся выйти за рамки банального недопонимания двух творческих людей (Александр Михайлов — заслуженный деятель искусств России, Елена Майорова — заслуженный работник культуры РФ).
Альтернатива есть?
Для обеих сторон выход только один — перетерпеть связанные с реконструкцией неудобства, идя при этом на взаимные уступки.
Компромиссный вариант с площадкой, по всем параметрам подходящей для временной работы орловских театров, в теории все же существует. Удобное расположение, просторный зал, хорошее освещение и акустика — отличительные черты Дворца культуры железнодорожников. Именно здесь на время ремонта вполне могли разместиться оба творческих коллектива — драмтеатра им. Тургенева и «Свободного пространства», за что неоднократно высказывалась дирекция обоих театров. Но то теория...
Главное препятствие — ведомственная принадлежность дворца. Ни продавать здание области, ни сдавать в аренду по доступным для учреждений культуры ценам центральное руководство ОАО «РЖД» не спешит.
Кроме приема временных постояльцев, у областных властей есть кандидат на постоянное пребывание в этих стенах — областная филармония. Ее директор Сергей Кленков не скрывает: в отличие от бывшего кинотеатра «Родина», который долгое время называли вероятным местом переезда артистов, ДК железнодорожников — та база, о которой только можно мечтать. Сбудется ли эта мечта или дворец сохранит свой прежний корпоративный статус, во многом зависит от позиции областной власти, ее намерения продолжать начатые переговоры с топ-менеджерами железнодорожной компании.
Что касается спора между руководителями «Свободного пространства» и городского центра культуры, то решать его депутаты обл­совета намереваются совместно с исполнительной властью. Театру нужно время и место для полноценной работы. Но ясно и другое. Еженедельно в секциях и кружках городского центра культуры занимаются около двух тысяч человек: дошколят, учащихся и студентов, взрослых и пожилых людей. «Выбирать, что для нас важнее, полноценная работа театров или тот огромный объем городских мероприятий, которые принимает на себя ГКЦ, в принципе неверно, — утверждает начальник управления культуры администрации Орла Татьяна Исаева. — Для обеих сторон выход только один: перетерпеть связанные с реконструкцией неудобства, идя при этом на взаимные уступки. Надеемся, что зрители по достоинству оценят возможности обновленных театров, которые распахнут свои двери публике к концу будущего года».
К спорной ситуации депутаты намерены вернуться на очередном заседании профильного комитета, проконтролировав работу областных и городских властных структур.
Алла Егорова, начальник управления культуры и архивного дела Орловской области:
— В настоящее время готовится распоряжение правительства области об оплате стоимости аренды помещений городского центра культуры из средств резервного фонда губернатора. Темпы проведения реставрационных работ на зданиях театров находятся на жестком правительственном контроле.
Олег Кошелев, председатель комитета облсовета по образованию, культуре, молодежной политике и туризму:
— Год культуры близок к завершению, но это не значит, что работе орловских театров будет уделяться меньше внимания. Мои коллеги-депутаты поддерживают решение комитета проследить за разрешением спора, найдя разумный компромисс между интересами зрителей, посетителей ГКЦ и театральных коллективов.
Автор: Александр Горбунов
15 Ноября 2014 08:27

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений