Магия штриха и линий

Орловский музей изобразительных искусств приоткрыл завесу тайны с шедевров, хранящихся в его фондах.

Магия штриха и линий

Сокровища орловских имений

Небольшая камерная выставка (всего 72 произведения) вызвала небывалый интерес у орловских любителей изобразительного искусства. Впервые были представлены работы лучших нидерландских, фламандских, немецких, швейцарских, бельгийских и французских графиков XVI—XIX веков.
Тематика экспонируемых произведений весьма широка: здесь гравюры на религиозные, исторические, аллегорические сюжеты, также представлены пейзаж, портрет, анималистика.
— Некогда все эти работы — шедевры графики мастеров прошлого — украшали стены родовых имений орловских дворян, — рассказала куратор выставки старший научный сотрудник музея Татьяна Тимашева. — К нам они попали в конце пятидесятых годов прошлого века из художественного отдела Орловского краеведческого музея, который поделился частью произведений частных коллекций, национализированных после Октябрьской революции.
То, что орловцы только теперь впервые смогли увидеть эти шедевры, не прихоть музейщиков. Как рассказала Татьяна Тимашева, повинна в том нехватка экспозиционных площадей, к тому же потребовались очень серьезные реставрационные работы — многие произведения дошли до нас в плачевном состоянии. И, что особенно важно, нужны особые условия экспонирования графики — старинная бумага требует определённой температуры в зале, специального, затемнённого освещения.

Печать высшей пробы

Шедевры, которые мы наконец увидели, — произведения печатной графики, выполненные в техниках офорта, резцовой гравюры, акватинты и литографии. Этот вид графического искусства пользовался большим спросом у широкой публики, так как позволял получать множество оттисков с одной авторской печатной формы, выполненной гениальными мастерами на металлических пластинах или специальном камне.
Среди раритетов орловской выставки прежде всего внимание привлекают самые старые произведения по евангельским сюжетам западноевропейских мастеров XVI века. И среди них — «Поклонение волхвов» из серии «Жизнь Девы Марии», творение голландца Хендрика Гольциуса. Поражает не только глубина проникновения в тему, но прежде всего мастерство гравёра-виртуоза. Не зря он слыл мировой знаменитостью своего времени, и короли европейских государств были его страстными почитателями.
Рядом работа другого известного мастера Боэциуса ван Болсверта из Фландрии «Воскрешение Лазаря». Офорт создан по живописному оригиналу известного живописца Питера Рубенса.
Как удивительно распорядилась судьба: знаменитая картина погибла в 1945 году в Берлине, а её репродукция в виде гравюры XVI века теперь украшает коллекцию в Орле.
И на какую же высоту поднялись эти мастера графики! Каждую работу хочется рассматривать подолгу, желательно даже с увеличительным стеклом, чтобы насладиться в полной мере потрясающей игрой штрихов и линий, точек и треугольников, переплетающихся, как в калейдоскопе. Отсюда и воздушная дымка, и глубина пейзажа на заднем плане гравюр.
А как хороша анималистическая графика известного немецкого художника и гравёра Иоганна Элиаса Ридингера «Львёнок со львицей», «Охота на диких кабанов». Как выразительно переданы мощь и красота диких животных, а также азарт любимой древней забавы!

«Большие бедствия войны»

Среди работ выставки есть произведения, которые выделяются не только потрясающим мастерством исполнения, но и высоким гражданским звучанием. «Большие бедствия войны» — так называется удивительная серия офортов самого знаменитого графика XVII века француза Жака Калло.
На выставке представлены его работы «Солдаты, умирающие на дороге», «Разграбление монастыря». В многофигурных гравюрах небольшого формата, выполненных в тончайшей, филигранной технике, автору удалось передать тре­вожное настроение от ужасов войны и страдание людей.
С этими произведениями перекликается и серия литографий «Руины Страсбурга». Они созданы швейцарским гравёром Дж. Крэтэ по оригинальным рисункам Шарля Брутта, выполненным с натуры во время осады Страсбурга в 1870 году. Это не просто документальная фиксация происходящих в городе разрушений во время франко-прусской войны, но и художественный протест против насилия, несущего горе, смерть, уничтожение.

Приключение Генриха IV

Широко представлены в экспозиции пейзажи, а также всевозможные исторические события, моменты из жизни аристократии. Европейцы любили украшать такими картинами свои жилища.
Особое внимание привлекает замечательная работа немецкого графика Кристиана Готлиба Хаммера «Пейзаж в Альпах». Удивительная игра света и тени, воздушность перспективы. Переданы мельчайшие подробности пейзажа.
Всё это дополняется ручной подкраской акварелью.
Серию популярных альпийских пейзажей продолжили прекрасные литографии известного в XIX веке швейцарского живописца и графика Александра Калама. Они попали в орловскую коллекцию благодаря Татьяне Коломниной, внучатой племяннице оперного певца императорских театров Москвы и Санкт-Петербурга Антона Николаева — с его даров началась коллекция Орловского губернского музея — нынешнего музея изобразительных искусств.
Недюжинную фантазию и великолепную технику гравёра демонстрирует французский график Жак Куше. Его «Приключение Генриха IV с капитаном Мишо в лесу» имело большой успех у публики в XIX веке. Эту выполненную с большим вкусом и мастерством историческую фантазию о неудавшемся покушении на французского короля можно было видеть во многих домах по всей Европе.
А вот изучать французскую моду того времени можно по знаменитой гравюре Н. Тома «Да или нет?» из серии «Памятник костюму». Здесь запечатлён момент страстного свидания аристократической парочки. Подробно и точно переданы все детали мужского и женского нарядов, красота мудрёной прически у дамы.

Из эпохи Наполеона

Талантливый художник и гравёр из Бельгии Шарль Биллон создал целую серию миниатюр, героями которых стали знаменитые деятели и полководцы наполеоновской эпохи. Литографии с изображением министра Талейрана, маршала Даву и других имели шумный успех и большую популярность в XIX веке.
Внушительных размеров произведение искуснейшего графика того времени Жан-Пьер-Мари Жазе «Инвалид, подающий прошение Наполеону на параде гвардии перед дворцом Тюильри в Париже» по таланту исполнения нисколько не уступает живописному оригиналу художника Ораса Верне, а может, и превосходит его.
Известный орловский график Вячеслав Ромашов на открытии выставки долго рассматривал офорт в большую лупу и качал головой от восхищения. Ведь автор с блеском использовал в создании такой сложной многофигурной композиции сразу несколько графических техник. Потому так натурально переданы и мягкость перьев на головных уборах героев наполеоновских походов, и шелковистость шерсти выхоленной лошади под императором, и блеск на солнце серебряных сбруй…
Выставка ещё раз продемонстрировала, какие колоссальные богатства хранятся в запасниках Орловского музея изобразительных искусств. А чем нас удивят музейщики в следующий раз? Обязательно расскажем.

Цифра:
7000 единиц хранения имеется сегодня в фондах Орловского музея изобразительных искусств

В альбоме нет фотографий.

Автор: Александр Савченко
7 Апреля 2015 12:27

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений