Магия сцены

В выставочном зале Орловского областного отделения Союза художников России (ул. 2‑я Пасадская, 26) открылась экспозиция «От эскиза до сцены». Сценографию спектаклей, эскизы костюмов и кукол, портреты актеров и творческие зарисовки представили на суд зрителей известные орловские театральные художники Любовь Жмакина и Ольга Иванова.

Магия сцены
Выставочный зал орловских художников уже давно не выглядел таким милым и уютным. Легкие, фантастические драпировки из ткани, подобранные с большим вкусом безделушки и … две пары умелых женских рук превратили это в общем-то аварийное помещение на время в театральную гостиную.
Наведя порядок в «доме», хозяйки теперь с удовольствием приглашали дорогих гостей: Любовь Жмакина — в яркий, всеми любимый мир кукольного театра, Ольга Иванова — в сложный, полный метафор и философии театр драмы.
Причем представленная выставка — это только маленькая толика работ, созданных за долгие годы служения двум музам: и Жмакина, и Иванова — члены Союза художников России и Союза театральных деятелей.
После окончания худграфа Орловского пединститута Любовь Жмакина недолго поработала преподавателем рисования, черчения и труда в далеком Узбекистане и с 1975 года трудится в областном театре кукол. В начале, как она честно признается, просто из интереса. А теперь, когда каждому спектаклю отдано столько души и сердца,  это стало смыслом жизни. Ребенок — зритель особый, его с ходу не возьмешь. Его надо удивить и поразить, а еще — заставить верить в чудеса. Вот Любовь Жмакина и «чудит» столько лет. В кукольном театре художница показывала мне свои знаменитые, как она называет, «почеркушечки» — эскизы будущих главных героев ее спектаклей, которые она хранит в огромной картонной папке. Теперь эти творческие находки выставлены на суд зрителя. Их даже трудно назвать эскизами: что ни работа, то вполне законченное произведение. И что Жираф-милиционер, и Лиса-цыганка, и Заяц с медалью «Учитель года» — все чудо как хороши!
На выставке представлены удивительная сценография последних премьер и работы, составляющие золотой фонд кукольного театра. Смелая цветовая гамма, неожиданные решения по композиции: и стройная избушка на курьих ножках, которую не встретишь нигде более, и очень, очень грустные клоуны в безумно веселых костюмах. И сколько же во всем этом доброты и света! Целый огромный мир сказок, увиденный глазами детей многих поколений орловцев.
— Ваша выставка называется «От эскиза до сцены», а многое из ваших «почеркушечек» доходит до премьеры? — интересуюсь у кукольных дел мастера.
— Театр — это коллективное творчество. У режиссера свое видение, каждая кукла делается на конкретного актера, поэтому учитываю и его характер. В общем процентов 40 остается на выходе, — откровенничает Любовь Жмакина.
И тогда остаются настоящие шедевры, как вот эти потрясающие костюмы Снежной королевы и Снегурочки, которые художница создавала и переделывала под актеров живого плана, звезд кукольного театра Галины Самойловой и Татьяны Легкобит.
Тонкие, ажурные кружева фантастического рисунка для настоящей зимней сказки. Стоишь рядом с эскизами — и как будто мороз пробирает.
И неспроста, среди многочисленных гостей выставки совершено счастливым человеком выглядела директор Орловского музея изобразительных искусств Светлана Четверикова. Жмакина пообещала подарить свои лучшие работы в фонд музея, где они займут достойное место рядом с творениями знаменитых орловских театральных художников Виктора Шестакова, работавшего еще у Мейерхольда, и Моисея Рохлина.
Пополнить золотой фонд театральных художников пообещала и другая героиня выставки — Ольга Иванова.
Она призналась мне, что по жизни … большая авантюристка, а в театр попала совершенно случайно.
Необыкновенно талантливая девушка, дочка известного орловского архитектора Игоря Иванова, после окончания худграфа ОГУ собралась было поступать в знаменитый Суриковский институт в Москве на живопись. Но ее не приняли, а предложили театральное отделение. «Ни за что!» — гордо ответила Ольга, а через два года уже работала художником-постановщиком театра им. Ленинского комсомола в богом забытом месте — городе шахтеров и ссыльных Прокопьевске.
Здесь Иванова за два года поставила 12 спектаклей, которые перевернули ее внутренний мир и стали хорошей школой театрального художника. Именно здесь она создавала сценографию спектакля по пьесе Горького «Васса Железнова», которую считает лучшей в своей карьере. Один из эскизов к этому спектаклю очень понравился самому Олегу Ефремову, и он попросил его в подарок.
Сегодня оформление спектак­ля «Васса Железнова» украшает орловскую выставку. Рядом с эмоциональным и потрясающим по силе триптихом к спектаклю Р. Ибрагимбекова «Прикосновение». Спектакль был поставлен Ольгой Князевой в Орловском институте культуры. И если здесь театральный художник находит тонкий, чувственный колорит, чтобы передать извечную тему любви и смерти главных героев, то сколько тревоги в кроваво‑коричневых тонах в эскизах к спектаклю «В списках не значился» Бориса Васильева.
А вот другая работа Ивановой — полные изящества эскизы костюмов к «Свадьбе Фигаро» Бомарше. И рядом совсем уже фантастические наброски к гоголевским «Запискам из сумасшедшего дома».
— Спектакль, к сожалению, так и не поставили, — признается Ольга Иванова. — Осталось только мое видение темы, мои ощущения этой роли.
Совершенно самостоятельные произведения: эскиз «Состояние № 1», эскиз «Состояние № 2». Этакая попытка заставить мятущуюся душу рассчитаться по порядку.
И таких творческих находок известного театрального художника на выставке очень много. И среди них огромные портреты персонажей известных орловских актеров А. Горба, С. Фетисова, А. Ващенко, В. Симоненко к спектаклю «Реквием» Леонида Андреева. Но зрителя привлекает не портретное сходство, а авторское видение эмоционального состояния каждого героя в своей роли.
К сожалению, Ольга Иванова перестала работать в последние годы для сцены, от чего, думаю, театр много потерял.
Зато теперь она всласть пишет натюрморты и пейзажи,и не за горами другая интересная выставка.
Автор: Александр Савченко
10 Апреля 2014 14:39

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений