Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Моторостроитель Страны Советов

В честь 130-летия со дня рождения лауреата четырёх Сталинских премий, доктора технических наук, Героя соцтруда, генерал-лейтенанта инженерно-авиационной службы А.Д. Швецова.

Не только в Год культурного наследия Отчизны, а ежегодно соплеменники обязаны вспоминать блистательную плеяду советских двигателистов, обеспечивших мобильность и боеспособность современников на земле, в небесах и на море. Среди бесподобных родоначальников отрасли одно из ведущих мест на пьедестале авиамоторостроения занимает славный сын Пермской губернии Аркадий Дмитриевич Швецов.

Множество страниц своих книг «Небесные снайперы», «Сердце над облаками», «Штурмующий небо», «Меч возмездия», «Небопроходцы», «Свастика под прицелом», «Горе и Слава Второй Мировой» (не говоря о формате статей и очерков) мы посвятили сыну учителя из рабочего посёлка при Нижне-Сергинском заводе. Ровесник Н.Н. Поликарпова родился на полгода раньше передового авиаконструктора - 12 (24) января 1892-го, оставив жизнью и трудом значительный след в истории советского самолётостроения.

Завершив обучение в Алексеевском реальном училище в конце первого десятилетия XX века, красноуфимец переехал в Москву. Здесь Аркаша нашёл новых друзей, будучи среди бригады токарей столичного предприятия «Динамо». Дружба с рабочими, со станками, чертежами и инструментарием, слесарное дело и техника дореволюционного периода пригодятся герою повествования на курсах Высшего техучилища имени Н.Э. Баумана, а затем в цехах и КБ завода «Мотор».

В середине 20-х годов 33-летний моторист возглавил проектирование, испытания, доводку звёздообразного пятицилиндрового авиадвижка М-11 воздушного охлаждения. Вот что вспоминал в мемуарах «Через всю жизнь» aс испытаний и перелётов, рекордсмен и фронтовик М.М. Громов об эпохальном моторе массового поликарповского У-2:

«Двигатель М-11 оказался на редкость надёжным и выносливым, простым и удобным в эксплуатации как на земле, так и в воздухе. Его мощность, вес, габариты, экономичность и прочие техданные как нельзя лучше гармонировали с остальными характеристиками замечательного биплана. Завершив испытания, я дал самую высокую оценку машине и мотору. К ней присоединятся тысячи лётчиков, ибо наша авиация получила лучший в мире учебный самолёт, на котором многие поколения молодёжи прошли начальное обучение лётному искусству», - подчеркнул Михаил Михайлович, не один год работавший с «Королём истребителей» и Аркадием Дмитриевичем...

Во всех упомянутых выше книгах, вышедших в Первосалютном Орле с 2006-го по 2021-й год тиражом около 37 тысяч экземпляров (в типографиях «Труд» и «Новое время»), авторы широкомасштабно раскрыли потенциал и КПД довоенного и военного периодов авиамоторостроения. С 1934-го Главконструктор Швецов А.Д., имевший богатейший опыт освоения мирных небес, выдвинется в фавориты отрасли, одновременно заполучив лицензию на штатовский радиальный «Райт R-1820 Циклон». Оперативное освоение успехов заокеанских коллег многократно выручит творца моторов в будущем, в ходе обеспечения двигателями самолётов И-15, И-16 Н.Н. Поликарпова, серий «ДБ-Ил» С.В. Ильюшина, бомберов авторства КБ А.Н. Туполева, истребителей фронтового «семейства» «Лавочкиных»...

 Архиважным для понимания побед СССР в войне за господство в воздухе было строительство Пермского моторостроительного завода №19 в середине 30-х, куда и поставили лидером А.Д. Швецова, побывавшего в Штатах. Оценка мощностей двигателистов не только «Кертисс-Райта» явилась «фундаментом» для родословной всех последующих поршневых моторов «швецовцев», главной особенностью коих «зацементировалось» их воздушное охлаждение.   

Дилемма «какое сердце» лучше для самолёта и лётчика - с жидкостным или воздушным охлаждением - долгие годы занимала лучшие умы мирового двигателестроения, не оставив в стороне от её решения неохватную Страну Советов. Мы не будем изматывать читателей конструктивной спецификой разработок, испытаний, удач и фиаско моторопроизводства для боевых и гражданских самолётов. Назовём многоцилиндровые «ревуны» КБ под началом Швецова А.Д., согласно году их создания, а также (для интересантов) книги и мемуары по теме в сносках к юбилейному очерку.

Так, в далёком 1934-м, появился М-25, завоевавший популярность пилотов ВВС РККА и крепкое словцо от техперсонала, будучи «сердцами» истребителей И-15, И-15 бис (715 л.с.). М-25 различных модификаций и мощности стоял на ранних и последующих крупносерийных «Ишачках» 30-х годов. Одномоментно с реорганизацией в ОКБ-19 (в год начала Второй Мировой), в Перми запускают конвейер с М-63. С 1941-го - АШ(М)-82 и с 1942-го - АШ(М)-82Ф (те самые АШ-победные, которые воевали в руках Героев ВВС на истребителях С.А. Лавочкина). В переломном 1943-м вылетел крушить агрессоров легендарный мотор АШ(М)-82ФН, но ранее не пошёл в серию М-71, на который «поставил» Н.Н. Поликарпов, так и не сумевший запустить пушечный И-185 в боевую жизнь на фронтах Великой Отечественной. Не всё сложилось по приказам-планам, в процессе раз-работок и внедрения «воздушно охлаждённых» AШ-73 1945-го и первого послевоенного движка «швецовцев» - АШ-21...

Покорителя небес упрекали в нарушении аэродинамичности перехватчиков из-за «лобастости» его «детищ». Однако тысячи «лбов» живучих АШ, по счастью войны, спасли тоже число лётчиков, поскольку снаряды и пули «Мессеров», «Фокк», стрелков бомберов Люфтваффе и немецкой ПВО попали в них, а не в авиаторов. Недруги и противник забыли, что «алгебра войны» обязывала Аркадия Дмитриевича и его соратников сокращать поперечные размеры AIII всех модификаций, на которых уменьшали высоту цилиндров и ввели форсирование с 1700 до 1850 л.с. Мало кто помнит, «Фокке-Вульфы-190» К. Танка поднялись в небеса войны более тяжёлыми, менее быстроходными и манёвренными, что не выдерживали залпов ШВАКов. Весьма помог в достижении побед над крестоносцами и самураями ныне забытый автор спецаппаратуры для непосредственного впрыска топлива в тысячи моторов «Ла» - Семён Ариевич Косберг - выпускник МАИ, Герой СоцТруда, автор послевоенных ЖРД...

Лидеры ВКП(б) и СССР осознавали значимость А.Д. Швецова для пролетарских ВВС, ГВФ, ОСОАВИАХИМа, наградив его орденом Ленина в 1936-м, когда разразилась война в Испании. Ещё четыре ордена имени Ильича Аркадий Дмитриевич заслужит в день награждения званием и медалью Героя СоцТруда - 22 января 1942-го, затем - в 1945-м, 1949-м и 1952-м годах. Четырёхкратный лауреат Сталинской премии за создание новых образцов авиадвигателей и их успешное крупносерийное производство, волей и трудом заслужил ордена Кутузова и Суворова (1-й и 2-й степени), орден Трудового Красного Знамени. Наряду с прославленными советскими моторостроителями А.А.Микулиным, В.Я. Климовым, С.К. Туманским, Е.В. Урминым, А.Д. Чаромским, В.Н. Челомеем, А.М. Люлька, А.Н. Пономарёвым, пионер «поршневой» эпохи по праву гордился медалями. Они были массовыми, но предельно выстраданными в союзе с товарищами по ОКБ-19 : «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». После войны Герой СоцТруда дополнительно нёс бремя депутата ВС СССР 2-3 созывов, заслужив звания Генерального конструктора и генерал-лейтенанта инженерно-авиационной службы.

Разные поколения авиаторов поднялись ввысь, благодаря напряжённой «моторной» деятельности А.Д. Швецова, ведь его супермассовый М-11 собирался рабочими вплоть до 1952-го и десятилетиями применялся на ПО-2 и Як-18. Тот же двигатель способствовал программе «Сто тысяч лётчиков» с протекции Сталина И.В., дав им путёвку в жизнь на бортах АИР-6 и УТ-2, сконструированных КБ Яковлева А.С. Крылатое племя чтит наследие соотечественника, подвигнувшего разработку и испытания 28-цилиндрового, рядного АШ-2ТК и АШ-2К, обладавших мощью 4000 и 4500 л.с., а также моторы для вертолётов М.Л. Миля.

Прозорливый двигателист уйдёт из жизни в 61 год, пережив на две недели великого генералиссимуса. После трагичного прощания с Иосифом Виссарионовичем - Генерального конструктора авиамоторов Страны Советов скромно похоронили, в кругу родных и соратников, на Новодевичьем кладбище столицы.

Редкостный представитель Прикамья увековечится в народной памяти, в наименованиях Пермского авиатехникума. В городе Нижние Серги воздвигнут памятник земляку, чьи двигатели принесли на крыльях долгожданную Победу народов СССР в Европе и на Дальнем Востоке.

Незабываемый вклад Аркадия Дмитриевича Швецова и его единомышленников, к сожалению, не отражён в советском и российском кинематографе. Он сохранился на пожелтевших от времени страницах мемуаров А.И. Шахурина «Крылья Победы», в книге «Советская наука в годы Великой Отечественной войны», в сочинениях А.С. Яковлева разных лет, в произведениях Б. Грина, И. Рабкина, А. Пономарёва. Увы, печально, что библиотеки списывают «от ветхости» (а надо бы раздарить по школам, клубам, ВУЗам РФ, ДНР и ЛНР): «Великое единство» П.Я. Козлова, «Развитие авианауки и техники в СССР», труды по авиастроению великого архивариуса В.Б. Шаврова, «Советские ВВС в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг.», «Познать себя в бою» А.И. Покрышкина, «Верность Отчизне» И.Н. Кожедуба. Более 30 лет остаётся под вопросом частичное финансирование кинопроизводства авторов строк - в своё время работодателей четырёх типографий «литстолицы», пережившей оккупацию с Орловщиной более 80 лет назад. Не потому ли правнуки и правнучки Героев Родины не помнят не то что воинов-освободителей Европы и Азии, а Маршалов Победы по имени-отчеству? Для кого финансируют съёмки д/ф «Прививка от фашизма»?!

Январь-апрель 2022 г., Орёл - Москва - Монино - Подольск - Орёл

Виктор Рассохин, Сергей Рассохин

* В очерке полностью сохранены авторские орфография и пунктуация. - Прим. ред.

10 июля 2022 12:55
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~vokUC
Комментарии


Актуальное видео
19.09.2022 17:10:00
О правилах поведения в социальных сетях
Наш паблик
Архив газет

Новости