Свою новую работу на малой сцене театра представил режиссёр Сергей Пузырёв.
Холст, на холсте большое распятие и железная кровать. Вот, пожалуй, и всё, что видит зритель на слабоосвещённой сцене. По признанию самого режиссёра, декорации здесь всего лишь создают атмосферу тюремной сырой средневековой камеры, в которой томится героиня. Всё внимание зрителя должно быть устремлено не на антураж, а на героев этой необычной пьесы, хитрую коллизию которой мы понимаем лишь в финале спектакля. Да, вроде перед нами Жанна д’Арк (Ольга Виррийская) - Орлеанская дева, которая повела за собой свой народ на борьбу с чужеземцами… Но что-то тут не так - неожиданно мы понимаем, что Жанна … всего лишь учит текст, который должна произнести перед инквизицией. Она как будто ненастоящая. А ведь и в самом деле, позже выяснится, что в камере, и вправду, не Жанна: настоящая Жанна погибла в сражении, а её роль в камере разучивает актриса Жанетт. Но для какого представления готовит эту странную покаянную речь героиня? В течение всего спектакля это остаётся для нас загадкой. Как и сама фигура Жанны.
- Мне был очень интересен этот исторический персонаж - Жанна д’Арк. Но мне хотелось с ним ознакомиться - уже как с человеком, а не с исторической личностью, - рассказывает Сергей Пузырёв. - Мне совсем не хотелось показывать настоящую Жанну д’Арк. Это щекотливый и ответственный момент - изображать историческую личность, тем более канонизированную. В этой пьесе я радовался возможности рассказать о Жанне… без неё самой. Я хотел оставаться в пределах легенды. И автор пьесы даёт коридор для игры, для предположений.
Расхлябанно шаркая старыми сандалиями, в камере у Жанны появляется… Бог (Альберт Мальцев). На нём вытертый старый халат, который, пожалуй, был когда-то небесного цвета. (Очень яркий образ, блестящая игра актёра!). «Человек и Бог» - эта вечная тема - основная в спектакле.
- В спектакле сошлись две темы - это отношения «человек-Бог» и человек как преодоление в себе всего отягощающего, низменного, животного, - объясняет режиссёр. - Я говорю здесь о преодолении низшего «Я» в человеке, достижении сверхчеловека, его становлении. Это превращение в человека, каким он должен быть по замыслу Божьему, мне всегда было интересно. И здесь всплывает ещё одна тема - это отношения героя с социумом, с обществом. В спектакле есть момент, когда Бог говорит: «не ходи ты к этому зверью» (то есть к людям). Бог устал спасать людей, они не хотят, чтобы он их спасал. Любой Бог, если в него перестают верить, начинает постепенно умирать. «Кто в меня верит сейчас? Кроме тебя никто и не верит!» - говорит он Жанне. Поэтому у нас получился состарившийся, болеющий Бог, которого никто не любит, никто к нему не обращается.
«Бог умер» - эта известная фраза Ницше стала рефреном постмодернизма, и пьеса известного болгарского драматурга Стефана Цанева - классика постмодернизма. На орловской сцене такие пьесы, по правде сказать, нечасты. Но молодого постановщика не смутила сложная природа материала.
Много, много тем и слоёв затронул режиссёр Сергей Пузырёв в этом необычном спектакле, который, несмотря на свою кажущуюся мрачность, пронизан фарсом, несмотря на фантастичность ситуации, сугубо реалистичен. В спектакле Пузырёва с Богом можно побеседовать просто так, сидя на кровати рядышком. Бог здесь простой, добрый, любящий. А в какие-то моменты, наблюдая за героями, зрителю кажется, что этот Бог в потрёпанном халате забрёл к Жанне из соседней палаты. И вовсе это не тюрьма, а психушка. И действительно, и это было в задумках режиссёра. Получается некая двусмысленность. А, может, Жанна вообще лежит в палате, и всё это, включая остроумного шутника Бога - её галлюцинации?
Вот ситуация: артистке из бродячего театра предлагают разыграть покаяние Жанны, и за эту услугу артистку помилуют. Но за короткое время спектакля Жанетт преображается: в начале она усердно разучивает сцену отречения Жанны от её подвига, а в конце решительно отказывается от подлога и вступает в пламя инквизиторского костра - ради того, чтобы жил Идеал, святой образец твёрдости духа. Тема героизма, преодоления ветхого человека, тема сохранения веры и неприятия епископской инквизиторской церкви, извратившей христианские идеалы в угоду политической игре…
- Это история о рождении человека, которым он должен быть, - говорит Сергей.
Третий образ в спектакле - это образ Палача (Владимир Козловский). Палач здесь - это подсознание, низшее эго. В нём собраны все животные мотивы. Он вроде бы простак, но в какие-то моменты зритель чувствует, понимает, что образ Палача - это ещё и образ сатаны, который искушает Жанну-Жанетт, давит на человеческие слабости - страх, гордыню, тщеславие. Мы вдруг понимаем, что на сцене перед нами три главных персонажа во Вселенной: Человек (Жанетт), Бог и Дьявол.
- Молодым актёрам пришлось нелегко, - рассказывает режиссёр. - Материал очень трудный. Благо, репетировать мы начали давно, и они успели срастись со своими персонажами. Ольге Виррийской поначалу было очень сложно понять свою героиню, но она много читала о Жанне д’Арк, пересмотрела кучу фильмов, изучила много материала. И сама не заметила, как слилась с Жанной.
Тема отношений Бога с человеком - вечна. И вопросы, которые поднимаются в спектакле - вечны. Режиссёру и актёрам удалось ввести зрителя в какой-то мистический транс, через который каждый пропустил эту историю через себя, пережил её вместе с героями, применил её к себе. Это и была главная задача создателей спектакля.
- Этот спектакль и рождался как-то мистически, - рассказывает Сергей Пузырёв. - Всё в нём (начиная от декораций, костюмов и париков) появлялось как-то спонтанно, что вообще-то несвойственно мне как режиссёру. Обычно у меня всё строго расписано и распланировано. А тут вышло, что материал сам диктовал то, как он хочет выглядеть. Всё рождалось на ходу!
Несомненно, эту работу Сергея Пузырёва можно назвать одно из самых интересных и ярких премьер года. Кстати, создана она при поддержке Правительства РФ и Союза театральных деятелей РФ.
Фото Олеси Суровых, Андрея Сасина