Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

На сцене орловского театра представлен новый спектакль «Вторая смерть Жанны д’Арк»

Как человеку вырасти в Человека? Как услышать Бога? Как и во имя чего преодолеть в себе животные, низшие инстинкты? Ответы на эти и многие другие вопросы орловский зритель может получить в театре «Свободное пространство», посмотрев спектакль «Вторая смерть Жанны д’Арк» по пьесе болгарского драматурга Стефана Цанева.

Свою новую работу на малой сцене театра представил режиссёр Сергей Пузырёв.

Холст, на холсте большое распятие и железная кровать. Вот, пожалуй, и всё, что видит зритель на слабоосвещённой сцене. По признанию самого режиссёра, декорации здесь всего лишь создают атмосферу тюремной сырой средневековой камеры, в которой томится героиня. Всё внимание зрителя должно быть устремлено не на антураж, а на героев этой необычной пьесы, хитрую коллизию которой мы понимаем лишь в финале спектакля. Да, вроде перед нами Жанна д’Арк (Ольга Виррийская) - Орлеанская дева, которая повела за собой свой народ на борьбу с чужеземцами… Но что-то тут не так - неожиданно мы понимаем, что Жанна … всего лишь учит текст, который должна произнести перед инквизицией. Она как будто ненастоящая. А ведь и в самом деле, позже выяснится, что в камере, и вправду, не Жанна: настоящая Жанна погибла в сражении, а её роль в камере разучивает актриса Жанетт. Но для какого представления готовит эту странную покаянную речь героиня? В течение всего спектакля это остаётся для нас загадкой. Как и сама фигура Жанны.

- Мне был очень интересен этот исторический персонаж - Жанна д’Арк. Но мне хотелось с ним ознакомиться - уже как с человеком, а не с исторической личностью, - рассказывает Сергей Режиссёр Сергей ПузырёвПузырёв. - Мне совсем не хотелось показывать настоящую Жанну д’Арк. Это щекотливый и ответственный момент - изображать историческую личность, тем более канонизированную. В этой пьесе я радовался возможности  рассказать о Жанне… без неё самой. Я хотел оставаться в пределах легенды. И автор пьесы даёт коридор для игры, для предположений.

Расхлябанно шаркая старыми сандалиями, в камере у Жанны появляется… Бог (Альберт Мальцев). На нём вытертый старый халат, который, пожалуй, был когда-то небесного цвета. (Очень яркий образ, блестящая игра актёра!). «Человек и Бог» - эта вечная тема - основная в спектакле.

- В спектакле сошлись две темы - это отношения «человек-Бог» и человек как преодоление в себе всего отягощающего, низменного, животного, - объясняет режиссёр. - Я говорю здесь о преодолении низшего «Я» в человеке, достижении сверхчеловека, его становлении. Это превращение в человека, каким он должен быть по замыслу Божьему, мне всегда было интересно. И здесь всплывает ещё одна тема - это отношения героя с социумом, с обществом. В спектакле есть момент, когда Бог говорит: «не ходи ты к этому зверью» (то есть к людям). Бог устал спасать людей, они не хотят, чтобы он их спасал.  Любой Бог, если в него перестают верить, начинает постепенно умирать. «Кто в меня верит сейчас? Кроме тебя никто и не верит!» - говорит он Жанне. Поэтому у нас получился состарившийся, болеющий Бог, которого никто не любит, никто к нему не обращается.

«Бог умер» - эта известная фраза Ницше стала рефреном постмодернизма, и пьеса известного болгарского драматурга Стефана Цанева - классика постмодернизма. На орловской сцене такие пьесы, по правде сказать, нечасты. Но молодого постановщика не смутила сложная природа материала.

Много, много тем и слоёв затронул режиссёр Сергей Пузырёв в этом необычном спектакле, который, несмотря на свою кажущуюся мрачность, пронизан фарсом, несмотря на фантастичность ситуации, сугубо реалистичен. В спектакле Пузырёва с Богом можно побеседовать просто так, сидя на кровати рядышком. Бог здесь простой, добрый, любящий. А в какие-то моменты, наблюдая за героями, зрителю кажется, что этот Бог в потрёпанном халате забрёл к Жанне из соседней палаты. И вовсе это не тюрьма, а психушка. И действительно, и это было в задумках режиссёра. Получается некая двусмысленность. А, может, Жанна вообще лежит в палате, и всё это, включая остроумного шутника Бога - её галлюцинации? 

Вот ситуация: артистке из бродячего театра предлагают разыграть покаяние Жанны, и за эту услугу артистку помилуют. Но за короткое время спектакля Жанетт преображается: в начале она усердно разучивает сцену отречения Жанны от её подвига, а в конце решительно отказывается от подлога и вступает в пламя инквизиторского костра - ради того, чтобы жил Идеал, святой образец твёрдости духа. Тема героизма, преодоления ветхого человека, тема сохранения веры и неприятия епископской инквизиторской церкви, извратившей христианские идеалы в угоду политической игре…

- Это история о рождении человека, которым он должен быть, - говорит Сергей.

Третий образ в спектакле - это образ Палача (Владимир Козловский). Палач здесь - это подсознание, низшее эго. В нём собраны все животные мотивы. Он вроде бы простак, но в какие-то моменты зритель чувствует, понимает, что образ Палача - это ещё и образ сатаны, который искушает Жанну-Жанетт, давит на человеческие слабости - страх, гордыню, тщеславие. Мы вдруг понимаем, что на сцене перед нами три главных персонажа во Вселенной: Человек (Жанетт), Бог и Дьявол.

 - Молодым актёрам пришлось нелегко, - рассказывает режиссёр. - Материал очень трудный. Благо, репетировать мы начали давно, и они успели срастись со своими персонажами. Ольге Виррийской поначалу было очень сложно понять свою героиню, но она много читала о Жанне д’Арк, пересмотрела кучу фильмов, изучила много материала. И сама не заметила, как слилась с Жанной.

Тема отношений Бога с человеком - вечна. И вопросы, которые поднимаются в спектакле - вечны. Режиссёру и актёрам удалось ввести зрителя в какой-то мистический транс, через который каждый пропустил эту историю через себя, пережил её вместе с героями, применил её к себе. Это и была главная задача создателей спектакля.

- Этот спектакль и рождался как-то мистически, - рассказывает Сергей Пузырёв. - Всё в нём (начиная от декораций, костюмов и париков) появлялось как-то спонтанно, что вообще-то несвойственно мне как режиссёру. Обычно у меня всё строго расписано и распланировано. А тут вышло, что материал сам диктовал то, как он хочет выглядеть. Всё рождалось на ходу!

Несомненно, эту работу Сергея Пузырёва можно назвать одно из самых интересных и ярких премьер года. Кстати, создана она при поддержке Правительства РФ и Союза театральных деятелей РФ.

Фото Олеси Суровых, Андрея Сасина


Автор: Марьяна Мищенко
17 апреля 2018 15:49
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~C7dwt
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости