Орловская область в лицах: Художник и историк

В Орловском областном выставочном центре проходит персональная выставка произведений нашего земляка, профессора Российской академии живописи, ваяния и зодчества Владимира Неделина.

Орловская область в лицах: Художник и историк
Владимир «многоликий»
Открытие выставки получилось весьма неординарным. Многочисленные поклонники творчества Владимира Неделина вначале оказались свидетелями настоящего средневекового ристалища. На площадке перед выставочным центром сошлись в бою русские воины в живописных доспехах: звенели мечи, глухо ударялись друг о друга расписные щиты.
Ребята, представляющие исторический клуб Знаменской богатырской заставы, постарались на славу, настроив наших современников на нужный лад и пригласив в путешествие во времени.
Далее знакомство с древней Русью органично продолжилось уже в выставочных залах. В своих живописных полотнах (а их более сотни) Владимир Неделин знакомит зрителя с историческим обликом городов русских XV — XVIII веков. Четыреста лет тому назад они выглядели совсем по-другому: были почти полностью деревянными, за исключением немногих каменных церквей, княжеских и боярских палат да иногда крепостных стен. Но сколько же красоты и мастерства в этом деревянном зодчестве наших пращуров!
Правда, все это давным-давно исчезло в огне пожарищ и вражеских нашествий, под натиском времени, уступив место новым архитектурным формам. И вряд ли увидели бы мы древние города и крепости Руси во всей первозданной красе без фанатичной преданности своему делу автора выставки.
Владимиру Неделину постоянно задают один и тот же вопрос: кем он себя больше ощущает — художником, историком, архитектором? На что удивительно скромный человек, огромный трудяга и безумно талантливый мастер отшучивается: «Надоест сидеть в архивах — берусь за кисточку и карандаш. А потом обратно — не могу уже без архивной пыли».
Владимир Михайлович Неделин родился в Орле в 1959 году. Окончил Орловское художественное училище (диплом с отличием), факультет архитектуры московской Российской академии живописи, ваяния и зодчества (диплом с отличием), где сейчас работает старшим преподавателем, профессором кафедры архитектуры. Профессор кафедры архитектуры Госуниверситета- УНПК (Орел). Член ВТОО «Союз художников России».
Неделин — автор многих настоящих исторических бестселлеров: «Орел изначальный», «Древние города земли Орловской. XII–XVIII века. История. Архитектура. Жизнь и быт» и «Кремли, крепости и укрепленные монастыри Московского государства XV–XVII веков». Участник региональных и всероссийских художественных выставок.
Москва златоглавая
Яркие, живые картинки из далекого прошлого художника Неделина наделены удивительной притягательной силой. Обычно художественное полотно мы рассматриваем издалека, дабы насладиться общим впечатлением. Каж­дое творение рук Владимира Неделина хочется разглядывать пристально и внимательно — буквально по квадратным сантиметрам. Прямо любопытство разбирает — как и из какого материала рождались древние города России. И там, где обычно художнику позволены фантазия, творческое домысливание, в нашем случае мы имеем дело с исторической правдой. Историк и архитектор Неделин вольностей не позволяет. Не зря за ним закрепилось звание самого авторитетного специалиста по древним крепостям и монастырям в России.
Может, поэтому посетители так подолгу «зависают» у каждого полотна. А кому не интересно узнать, как выглядел двор князя Юрия Дмитриевича в Звенигородском детинце в первой половине XV века. И небольшая каменная часовенка, и деревянные башни и постройки вокруг — всё шедевры древних мастеров. А вот на пороге и сам князь с воином в доспехах. И оружие, и одежда — всё реконструировано исторически верно.
Невозможно отвести глаз и от златоглавых церквей Благовещения Богородицы и Св. Алексия, митрополита московского Чудова монастыря, в Московском кремле 1680 года. Сколько в них света, торжественного настроения. И такую красоту снесли при «чистке» кремля в 30-е годы XX века.
Теме древней Москвы Неделин посвятил целый зал своей выставки. В столице он учился, познавал азы архитектуры прошлого. В его работах можно проследить превращение деревянного, топившегося по-черному и постоянно горевшего в пожарах русского городка в белокаменную столицу государства Российского.
В этом плане большой интерес вызывает картина «Собор Спаса на Бору» в Московском кремле. Конец XVII века».
Храм изображен после многочисленных перестроек XV — XVII веков, когда он оброс притворами, приделами и галереями.
Каждое творение рук Владимира Неделина хочется разглядывать пристально и внимательно — буквально по квадратным сантиметрам. Прямо любопытство разбирает — как и из какого материала рождались древние города России.
А вот и Московский кремль в начале XIX века. После ремонтных работ, проведенных в конце XVIII века, кремль, изрядно запустевший после перенесения столицы из Москвы в Санкт-Петербург, вновь засиял прежней красотой — его стены и башни сверкали свежей побелкой, а купола соборов — золотом.
Спасибо древним бюрократам
Особый интерес посетителей выставки прикован к историческим реконструкциям древних городов родной Орловщины. Здесь представлены графические работы «Старые Ливны», «Георгиевская церковь в селе Лаврово», «Спасо-Преображенский собор и церковь Св. Георгия в Болхове».
А какая интересная живая картинка на полотне «Вознесенский женский монастырь во Мценске в первой четверти XVIII века».
— На основании каких архивных материалов вы создаете всю эту красоту? — пытаю автора выставки.
— Больше всего сведений нашел в Российском государственном архиве древних актов, бывшем архиве Министерства юстиции. На наше счастье, он уцелел после многочисленных нашествий и пожаров в Москве, в которых погибло огромное количество бесценных исторических рукописей. Это неиссякаемый кладезь источников по истории XVI — XVII веков, в том числе и нашего региона.
Материалы самые разнообразные: это и официальные бумаги — разного рода воеводские отписки, приемно-сдаточные грамоты, расписные списки, а также челобитные жителей города, прошения и т.д. Все эти документы создают весьма богатую и колоритную картину жизни нашей земли. Трудно было только первое время, пока я не стал понимать язык древних писцов. Они писали скорописью, безбожно экономили бумагу и сокращали большинство слов и предложений.
А еще Владимир Неделин очень благодарит русских бюрократов XV — XVII веков. Они заполнили архивы множеством подробных отчетов.
— Представьте, в древний город приезжает воевода (а они менялись каждые два года — чтобы не заелись и не мучили народ поборами) и прежде всего составляет «расписной список» — подробнейшую опись всего имущества, поступающего в его ведение, — с улыбкой продолжает свой рассказ ученый. — Главное, конечно, крепости. Попадались такие бюрократы, что считали количество бревен в каждой башне, сколько саженей крыша в длину и ширину и т. д. Такие материалы позволяют очень детально реконструировать облик построек, исчезнувших давным-давно.
Портрет дуэлянтки
И все же иногда Владимир Неделин позволяет себе и пофантазировать. И тогда рождаются такие произведения, как, например, портрет дуэлянтки. Большая картина в вычурной раме, которая постоянно в центре внимания зрителя, носит название «Приглашение к поединку». На ней средневековая дама со шпагой — дорогой камзол, длинные узорчатые перчатки. А какой гордый взгляд! Давно уже не секрет, что барышни прошлого могли постоять за себя и хорошо владели холодным оружием. Так рождались знаменитые театральные костюмы Неделина, и это еще одна ипостась его творчества. Так же, как и книжная графика, составившая отдельный раздел этой большой выставки.
И все же наш герой постоянно верен только одной даме — истории. Сейчас Неделин вновь засел за чертежи: готовится второй том масштабного издания «Кремли, крепости и укрепленные монастыри Московского государства XV–XVII веков». Первый том этого фолианта вышел почти на десять килограммов живого веса.
Может, поэтому на открывшейся выставке таким успехом пользуется едкий, но забавный шарж Вячеслава Ромашова на Владимира Неделина. Известный орловский художник изобразил своего друга и соавтора многих книг сидящим в архивном подвале у бочки чернил с надписью «История». Вокруг кисточки, перья, старинные манускрипты.
— Не в бровь, а в глаз! — смеются друзья и почитатели таланта Владимира Неделина.
Автор: Александр Савченко
12 Августа 2014 09:20

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений