Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Покровитель бомберов

К 115-летию со дня рождения главного маршала ВВС СССР А.Е. Голованова.

В победоносной когорте легендарных лидеров ВВС Страны Советов судьба и ратный путь Александра Евгеньевича Голованова занимают высокозначимое, незабываемо-доблестное место. О таких редких соплеменниках мудро сказал народ: «Бдительного воина врасплох не застанешь!».

Ровесник Русско-Японской войны, служивший в РККА с 1919-го, за год до избрания А.Гитлера рейхсканцлером, получил «права» гражданского пилота при ЦАГИ. Мастерство и выдержка, проявленные им при пилотировании тяжёлых многомоторных машин, вывели авиатора на почётное место шеф-пилота «Аэрофлота», что позволило ему быстро познакомиться и подружиться с выдающимися небопроходцами того времени.

Эпоха авиарекордов и курс самолётостроения Отечества всеохватно и магнитно втягивали в себя молодёжь из городов и провинции. У всех на слуху, на передовицах газет и журналов, в массовке плакатов были героические имена и портреты пионеров освоения Заполярья, Северного Полюса, отважных женщин, для которых небо совсем недавно было только мечтой…

Сегодняшнему поколению архиважно помнить, что успехи авиастроителей, двигателистов, аэродинамиков, творцов авиапушек и пулемётов повсеместно омрачались цепью трагедий, о которых не бездумно умолчала сталинская статистика, придушенная цензурой. Гибли сотнями учлёты, лётнабы, инструкторы аэроклубов. На испытаниях погибали кумиры-асы по владению самолётами всех типов и конструкций. Многие техники нашли свою смерть на аэродромах, ни разу не взмыв под облака. Немало именитых лётчиков легли на дно морей и океанов, «проводя в жизнь» краснозвёздную гидроавиацию...

Калейдоскопной биографии стратега и практика дальнебомбардировочной, впоследствии авиации дальнего действия, сопутствовал фактически полный разгром ГВФ накануне Великой Отечественной войны. Пройдут десятилетия после смерти Вождя, прежде чем страна и родные репрессированных осознают по крупицам безмедальную бездну негатива истории гражданской авиации. Авторы многократно поднимали неизлечимо-шрамную тему в книгах, публикациях в СМИ, в интервью на радио, ТВ, в беседах с фронтовиками, их наследниками в ходе патриотических автопробегов по местам Боевой Славы Отчизны. Сейчас (для истинного понимания действий режима 30-х гг.) обвинительно «проговорит» цитата из энциклопедии Гражданского Воздушного Флота СССР: 

«По сфабрикованным НКВД делам в числе «врагов народа» оказались вначале бывшие руководители гражданской авиации А.З. Гольцман, Я.Я. Анвельт, И.С. Уншлихт и другие. Приклеенные этим людям «ярлыки» никак не совмещались с тем огромным вкладом в развитие ГВФ, который они сделали, и с героическими подвигами личного состава «Аэрофлота» при выполнении особо важных заданий правительства.

На 1 декабря 1937 года наряду с совершившими уголовные и должностные преступления «выявлено, разоблачено» и уволено из ГВФ 800 человек, из них 632 по политическим мотивам, арестовано 360 человек. Больше всего пострадали люди в Московском гарнизоне, Западно-Сибирском и Туркменском управлениях, Балашовской школе и Ленинградском институте ГВФ. Из авиашкол, институтов и техникумов ГВФ было отчислено «по политнесоответствию» 173 человека. Пострадало всё руководство ГУГВФ (Иоффе, Широкий, Доненко, Троянкер, Золотарёв, Елькин, Ким и целый ряд других), от которого зависели все вопросы строительства и развития ГВФ. «За связь с врагами народа» снято 14 начальников политотделов.

Горькая чаша не миновала и И.Ф. Ткачёва (начальника Главуправления ГВФ СССР. - Р.С.В.). Он также стал жертвой необоснованных репрессий. И.Ф. Ткачёва предали забвению. Никакого сообщения в печати, никакого судебного процесса над ним не было. Он просто исчез.

За первое полугодие 1938 года только номенклатурных работников ГУГВФ уволено свыше 250 человек, из них 110 были арестованы НКВД, в т.ч. - 15 начальников управлений и их заместителей, 27 пилотов. По неполным данным, с начала репрессий по 24 сентября 1941 года в ГВФ среди руководящего состава были арестованы более 39 человек, в том числе: К.Р. Золотарёв - начальник ЭУ ГУГВФ, И.Р. Гроза - начальник УВП ГВФ, А.О. Букан - начальник УУЗ ГУГВФ, А.Ф. Михельсон - начальник ЦОГС ГУГВФ, Л.П. Малиновский - начальник Главной инспекции ГВФ, В.Ю. Юнгмейстер - начальник НИУ ГВФ, В.И. Кливе - начальник 2-й Тамбовской авиашколы ГВФ, М.К. Васильев - командир 1-го авиаотряда Московского управления ГВФ и многие другие.

Был освобождён от должности В.И. Мацкевич - начальник Ленинградского и Северного управления ГВФ, несмотря на то, что институт получил до этого Переходящее Красное знамя ГУГВФ и Почётную Грамоту ВЦИК СССР. Вначале, после гибели С.М. Кирова, с которым он ранее работал, Мацкевич был исключён из партии с клеймом «буржуазный перерожденец» и выслан из Ленинграда. Позже его арестовали и расстреляли.

В 1938 году арестовали и расстреляли известного конструктора самолётов К.А. Калинина, давшего «Аэрофлоту» и ВВС целую серию своих машин. Причём последний его самолёт К-12 принимал участие в воздушном параде в августе 1937 года в Тушино в День авиации. (Штамп «вредителей и саботажников» так и не был снят с авиаконструкторов Н.Н. Поликарпова, А.Н. Туполева, И.Г. Немана, не говоря о «японо-германских контрах» - авиадвигателистах, обвинённых в якобы диверсиях с моторами и в громких катастрофах. - Р.С.В.).

В расцвете сил, неожиданно зимой 1938 года, был арестован талантливый авиаконструктор Р.Л. Бартини. Он создал оригинальный скоростной одноместный самый быстроходный в Союзе в ту пору самолёт «Сталь-6», получивший одобрение маршала М.Н. Тухачевского. Он же создал проект скоростного пассажирского самолёта «Сталь-7», на котором в последующем был установлен мировой рекорд скорости, а после модернизации из него получился первоклассный дальний бомбардировщик Ер-2 (доведён до совершенства самородком В.Г. Ермолаевым, к печали соратников, умершим в эвакуации. - Р.С.В.). Конструкторское бюро при НИИ ГВФ создавало Ер-2 в сокращённые сроки. Люди работали без выходных дней, а по ночам к ним тайно привозили из тюрьмы для консультаций Р.Л. Бартини.

За связи с репрессированным маршалом М.Н. Тухачевским в феврале 1939 года был арестован известный изыскатель и строитель авиалиний С.Я. Корф.

Случайно избежал ареста в 1938 году А.Е. Голованов, немало сделавший для укрепления Восточно-Сибирского управления ГВФ, а позже прославившийся в боях с Финляндией и на фронтах Великой Отечественной войны, став Главным маршалом авиации, командующим Дальнебомбардировочной авиацией».

«ЧТО» пережила тогда супруга Александра Евгеньевича, Тамара Васильевна - несопоставимо с жизненным путём коллег мужа, было внеразумно логически. Мир лихорадило от начавшейся Второй Мировой. Для многих пилотов и экипажей первой «чёрной меткой» выпадет «незнаменитая» зимняя война Советского Союза с Финляндией…

Голованов, выживший в аде репрессий, воздушных рейдов и схваток близ Халхин-Гола, был награждён орденом Красного Знамени. Вместе с товарищами по крылу Вагаповым и Томплоном он проведёт 400 часов в финском небе, при любой погоде и боевой обстановке, за что в числе первых лётчиков заслужил орден Ленина.

Война в её всёиспепеляющем трагизме аннулирует грёзы Александра о сверхдальних беспосадочных перелётах. Прислушавшись к напутствиям начальника ВВС РККА, в дальнейшем помощника начальника Генштаба РККА по авиации, депутата ВС СССР 1-го созыва, дважды Героя Советского Союза Я.В. Смушкевича, он полностью отдаст себя формированию бомбардировочных частей и соединений. Анализируя войну за господство в воздухе в Испании, МНР, Финляндии, критику А.А. Жданова, советы П.В. Рычагова, Я.И. Алксниса и Э.Г. Шахта (все трое будут репрессированы, как и Я.В. Смушкевич), Голованов письменно обращается к «отцу», трудового крестьянства и пролетариата:

«Товарищ Сталин!

Европейская война показывает, какую огромную роль играет авиация при умелом её использовании.

Англичане безошибочно летают на Берлин, Кёльн и другие места, точно приходя к намеченным целям, независимо от погоды и времени суток. Кадры этой авиации хорошо подготовлены и натренированы.

В начале войны с белофиннами мной выдвинута идея полётов в глубокие тылы, используя радионавигацию, для разбрасывания листовок и лидирования бомбардировщиков к целям, намеченным для бомбометания. План докладывали Вам, после Вашего одобрения мы приступили к его выполнению. Ввиду того, что мы летали на «Дугласе» без сопровождения и вооружения, летали мы только при плохих метеоусловиях, пользуясь радионавигацией.

Много полётов проведено по тылам финнов, вплоть до Ботнического залива, как днём, так и ночью. Много тонн листовок, а также и десанты выбрасывались нами в намеченных местах, что лишний раз подтвердило важность и эффективность радионавигации.

Сегодня с каждым днём диктуется необходимость иметь такую авиацию, которая могла бы работать почти в любых условиях и точно прилетать на цели, которые ей указаны, независимо от метеоусловий. Этот вопрос будет решать успех предстоящих военопераций в смысле дезорганизации глубоких тылов противника, его промышленности, транспорта, боепитания и т.д. и т.п., не говоря о возможности десантных операций.

Имея опыт и навыки, я мог бы взяться за организацию соединения в 100-150 самолётов, которое отвечало бы последним требованиям, предъявляемым авиации, и которое летало бы не хуже англичан или немцев и являлось бы базой для ВВС в смысле кадров и дальнейшего увеличения количества соединений.

Я пришёл к твёрдому убеждению в том, что если мне дадут возможность в организации соединения и помогут мне в этом, такое соединение возможно создать. По этому вопросу я и решил, товарищ Сталин, обратить, к Вам.

Лётчик Голованов

Место работы - Аэрофлот

(эскадрилья особого назначения)»

Суровый Верховный поддержит инициативу дальнозоркого капитана - с февраля 1941-го Голованов командует 212-м дальнебомбардировочным авиаполком. Нижегородец, имевший опыт ЧОНа, оказался не так прост, ведь с 1918-го он был дружен с мужем сестры Валентины - одним из лидеров разведки Л.Н. Захаровым (Мейлером). Иосиф Виссарионович помнил целеустремлённость бывшего сотрудника Наркомтяжпрома, о его работе на постах командира спецотряда тяжёлых кораблей в Средней Азии и начальника Восточно-Сибирского управления ГВФ. Помимо вышеназванных авторитетов ВВС, весомо помогли Александру Евгеньевичу в решении «бомбардировочных» задач начальник ГУ ГВФ, Герой Советского Союза В.С. Молоков и заместитель начальника Главуправления ВВС, генерал И.И. Проскуров.  Благодаря им будущий лидер ДБА и АДД крепко подружится с выдающимся организатором, стратегом и тактиком «дальнобоев», полковником Н.С. Скрипко, участвовавшим в разработке-внедрении ночных и слепых полётов.

В июне смертоносного 1941-го, по личному указанию Вождя, нарком обороны С.К. Тимошенко присвоил покровителю бомберов звание «подполковник» с персональным окладом.

С августа того же года Голованов командовал действиями 81-й дальнебомбардировочной авиадивизии. С февраля 1942-го - он возглавит АДД, а с декабря 1944-го руководил операциями 18-й Воздушной Армии. «Головановцы» первыми бомбардировали Берлин, Данциг, Кёнигсберг, всевозможные объекты Вермахта и ВМБ Кригсмарине. «Летающие крепости» русских крушили глубокие тылы оккупантов, не давая завоевателям никаких шансов на выживание. Огромный вклад в разгром неприятелей внесла АДД год единоначалием А.Е. Голованова при прохождении Восточно-Прусской, Берлинской и других операций.

Изначально ДБА состояла из пяти корпусов, трёх отдельных дивизий и одного полка, вооружённых двухмоторниками С.В. Ильюшина и четырёхмоторниками В.М. Петлякова - Ил-4(ДБ-ЗФ) и Пе-8(ТБ-7). Во взаимодействии с морскими авиаторами С.Ф.Жаворонкова, кроме отечественных машин, во второй фазе ВОВ нашли широкое боевое применение ленд-лизовские «Каталины», «Дуглас-Бостоны», «Хэмпдены». Исходя из соображений обороны и наступлений в Атлантике, в Африке и на Тихоокеанском ТВД, союзники СССР по Антигитлеровской коалиции, увы, отказались поставлять «Боинги», «Либерейторы», «Ланкастеры», «Москито» (как, впрочем, и истребители «Лайтнинг», «Тандерболт», «Мустанг», «Темпест-Тайфун», «Кинг-Кобра»).

К середине лета 1943-го восемь корпусов АДД являлись воплощением кары противникам, обладая 950-ю самолётами. Спустя год, её ведущий куратор, находясь под бдительным оком Хозяина Кремля, станет Главным маршалом авиации с определённой степенью самостоятельности.

Перед Рождеством 1945-го «головановцы» из АДД вошли всей мощью героизма, экипажного товарищества, пилотажного, штурманского и бомбардирного мастерства в 18-ю Воздушную Армию, подчинённую лидерам ВВС с сохранением значения при Ставке ВГК. Из послевоенных произведений Н.С. Скрипко «По целям ближним и дальним», А.Д. Цыкина «От «Ильи Муромца» - до ракетоносца», из публикации А.Е. Голованова «Дальняя бомбардировочная...» в журнале «Октябрь» и других, в т.ч. архивных источников, мы узнаем, что АДД в годы ВОВ совершила почти 215.000 боевых вылетов. Крылатые мстители за поруганную Родину, освободители стран Европы от фашистского ига, сбросили на «античеловеков» и их коммуникации около 2,5 млн тонн бомб. Экипажи бомберов доставляли десанты, вели стратегическую воздушную разведку, осуществили героические одиночные межконтинентальные перелёты над территорией врага в ходе доставки высших лиц правительства СССР в Англию, США, Тегеран. Без совместных колоссальных усилий и КПД всех моторов АДД и 18-й Воздушной были бы нереальны массовая переброска и транспортировка войск, вооружения, провианта, раненых, поддержка и прикрытие родного ВМФ. Ради этого пришлось стартовать в небо войны днём и ночью 27.000 раз, пилотировать машины во всепогодном режиме, не глядя на германскую ПВО, экспертность асов и бесшабашность юнцов Люфтваффе...

Пять корпусов, 12 дивизий, 43 полка АДД, руководимых Александром Головановым, понесли на фюзеляжах и знамёнах знак Гвардии. Все соединения завоевали Почётные наименования по местам проведения операций. За беспримерную отвагу и результативность рейдов 38 полков и 6 дивизий вошли в Боевую Авиалетопись державы орденоносными.

Почти 40.000 авиаторов, воевавших под началом Александра Евгеньевича, удостоились орденов и медалей за подвиги в небе, на суше и на воде. Более 240 офицеров АДД, ценой невосполнимых потерь, в скорби и радости побед отвоевали мир, став Героями Советского Союза. Знаменитые воины небес Е.П. Фёдоров, С.И. Кретов, П.А. Таран, А.И. Молодчий, В.В. Сенько, В.Н. Осипов были награждены «Золотой Звездой» Героя дважды. Однако флагману воздушных дредноутов высшая государственная награда - признание воинской доблести - так и не досталась…

Послевоенные годы (вплоть до смерти И.В. Сталина) Главный маршал служил на различных командных должностях ВВС. Книгочей и эрудит имел склонность к литтворчеству, работал над мемуарами, которые так и не вышли полноценной книгой при «хрущёвской оттепели». Награждённый двумя орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 3 орденами Суворова 1-й степени, орденом Красной Звезды, он был избран народом депутатом ВС СССР в 1946-50 гг. В союзе с Тамарой Васильевной воспитал достойных дочерей Светлану и Тамару.

«Головановский» 212-й полк всем крылатым составом побывал в наитрагичном 1941-м в Ельне, Брянске, Орле, Мценске после переброски из Смоленска. И мы, сегодняшние уроженцы и жители Первосалютного Города Воинской Славы, вправе гордиться именем и заслугами правдолюбивого защитника Родины А.Е. Голованова, ибо с 1943-го до 1975-го он не раз вспоминал Орёл, будучи рождённым 7 августа...

1-5 августа 2019 г., Первосалютный Орёл - 24 района Орловщины

Виктор Рассохин, Сергей Рассохин, авторы 45 книг,

члены Союза Российских писателей, Военно-исторического общества,

«Союза военных литераторов» и организации «Флоту быть!»,

дипломанты Всероссийского конкурса «Патриот России-2018» 

* В очерке «Покровитель бомберов» полностью сохранены авторские орфография и пунктуация. - Прим. ред.


21 августа 2019 20:56
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~Qf0UE
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости