После уникальной реставрации в Орёл вернулся шедевр западноевропейской живописи XVIII века

После года восстановительных работ в Москве в знаменитом Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря картина из собрания Орловского художественного музея изобразительных искусств во всём великолепии вернулась в родные стены.

После уникальной реставрации в Орёл вернулся шедевр западноевропейской живописи XVIII века

По этому случаю и устроили настоящий праздник, а огромное количество любителей живописи поспешило в этот вечер на свидание с прекрасной дамой, которая уже несколько столетий безмятежно спит на ложе из красной парчи в окружении белых роз.

Когда-то эта великолепная картина радовала князей Куракиных в их родовом имении в селе Преображенском Малоархангельского уезда Орловской губернии (ныне посёлок Куракинский Свердловского района).

Представители одной из самых древних и знаменитых династий России были большими поклонниками и ценителями прекрасного, они собрали уникальную коллекцию живописи. И среди многих шедевров выделялась великолепная копия неизвестного художника с картины мастера эпохи Возрождения Джорджоне «Спящая Венера» из собрания галереи в Дрездене. Как утверждают искусствоведы, именно это творение великого венецианского живописца долгие века считалось эталоном в изображении обнажённой натуры.

После революции в 1918 году «Спящая Венера» вместе с другими национализированными шедеврами куракинской коллекции попадает в фонды Орловского краеведческого музея, а в 1957 году - в картинную галерею города Орла. Последний раз это произведение появлялось на публике в 1963 году.

- Ещё до революции эту картину пытались реставрировать, но весьма неудачно. Да и само время не пощадило эту прекрасную копию, - ​рассказала мне главный хранитель Орловского музея изобразительных искусств Елена Мережкина. - ​Со значительными повреждениями основы - отслоениями дубликата холста от основного, огромной зияющей дырой, - с повреждениями осыпавшегося лакокрасочного слоя наша «Спящая Венера» на долгие годы скрылась в запасниках.

Но музейщики не оставляли надежды вернуть шедевр к жизни, хотя понимали, что восстановление такого большого полотна (120х166 см) потребует огромных денег. Вот и старались попасть в бюджетную программу реставрации художественных картин.

А удалось это только совсем недавно - в связи с предстоящим 450-летием города Орла. Но даже выделенные Министерством культуры РФ 500 тыс. рублей не покрывали стоимости реставрационных работ и экспертизы, чтобы установить авторство произведения.

Творение великого венецианского живописца Джорджоне долгие века считалось эталоном в изображении обнажённой натуры.

Тут нужно отдать должное благородству, а вернее - ​настоящей ответственности специалистов реставрационного центра Грабаря, к которым и обратились за возрождением «Спящей Венеры» орловские музейщики. Реставраторы, понимая, какой шедевр живописи перед ними, часть работ сделали в плановом порядке. И сотворили настоящее чудо, за которым - долгий и кропотливый труд целого коллектива.

В центре Грабаря «Спящая Венера» подверглась вначале тщательному анализу, попав в умелые руки заведующей отделом научной экспертизы Анны Киселёвой. Были проведены микроскопические, физико-химические исследования, съёмка в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах.

В результате в масляном слое картины выявили берлинскую лазурь, которая начала использоваться в западноевропейской живописи с 1754 года, что точно позволило отнести рождение «Спящей Венеры» к концу XVIII века. Изучив огромное количество материалов из многих музеев мира и сравнив подобные сюжеты, Анна Киселёва пришла к выводу, что иконография орловской «Спящей Венеры» близка дармштадскому типу «Спящей Венеры с розами» из Ландесмузеума в Дармштадте в Германии. На это указывали и красное ложе, и наличие белых роз, раскидистое дерево на заднем плане, характерное грозовое небо.

А затем последовала сложнейшая и во многом инновационная реставрационная работа, которую провели специалисты мастерской реставрации масляной живописи. Перед талантливыми молодыми художниками-реставраторами Денисом Самойленко и Антоном Трофимовым стояла задача максимально сохранить авторскую живопись, восстановить первоначальный холст, для чего мастера буквально по ниткам соткали и заделали бреши в картине. А сколько труда потребовалось, чтобы по миллиметру восстановить лакокрасочный слой полотна! Были удалены более поздние грубые записи, заходящие на авторскую живопись, выполнены необходимые новые тонировки.

К концу 2015 года картину удалось восстановить полностью в былом великолепии. И впервые возрождённая орловская «Спящая Венера с розами» была представлена публике на презентации в центре имени академика И.Э. Грабаря.

И теперь наконец после небольшого путешествия по стране «Спящая Венера с розами» вернулась домой, и ею могут полюбоваться орловские зрители.

Но очень недолго. После акции «Ночь в музее» картина будет экспонироваться ещё двенадцать дней, а потом вновь скроется на неопределённое время в запасниках.

Автор: Александр Савченко
22 Мая 2016 00:26

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений