Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Принцесса русского авангарда

Этот почётный титул так навсегда и остался за нашей талантливой землячкой Антониной Софроновой.

Орловский музей изобразительных искусств достал из своих запасников уникальную коллекцию - 62 произведения живописи и графики Софроновой - и пригласил на выставку выдающейся орловской художницы.

Антонина Софронова. Автопортрет. 1920 г.В это трудно поверить, но одна из самых интересных художниц ХХ века - живописец, график, книжный иллюстратор, талантливый педагог - была на долгое время забыта современниками. Антонина Фёдоровна Софронова прошла долгий, тернистый путь в поисках нового, революционного искусства, ломавшего устоявшиеся каноны 1910-1920-х годов зарождающегося ХХ века. Она с головой погружалась в новые течения: абстракционизм, кубизм, конструктивизм, позволявшие ощутить полную свободу самовыражения. Осталось позади участие в знаменитых творческих сообществах - «Бубновый валет» и «Тринадцать», пока Софронова не пришла к собственному стилю лирической живописи и графики, развивающему традиции французского постимпрессионизма. А среди истинных ценителей изоб­разительного искусства за ней так и остался почётный титул принцессы русского авангарда.

Произведения этого яркого направления в русском жи­вописном искусстве начала прошлого века быстро разошлись по частным коллекциям. По­этому каждая из картин сейчас - бесценное сокровище. И только самые крупные художественные музеи могут сегодня похвастать такими авторами, как, например, Фальк, Ле-Дантю, Эндер, Кончаловский или Софронова. В Орловском музее изобразительных искусств эти мастера русского авангарда есть!

- Мы рады, что среди этих раритетов - более пятидесяти работ нашей талантливой землячки Антонины Софроновой. Часть из них она успела ещё при жизни передать в наши фонды безвозмездно, остальные произведения музей приобрёл у её дочери Ирины Евстафьевой.

Важно и то, что они представляют разные периоды творчества художницы: от самых ранних - 1919 года, отражающих увлечение кубизмом, до более поздних - в стиле конструктивизма. Порадуют зрителя и чудные пейзажи родной Орловщины, и удивительные портреты известных актрис - например, Н.Н. Баженовой, - рассказала мне на открытии выставки директор музея заслуженный работник культуры РФ, кандидат искусствоведения Светлана Четверикова.

Посетители экспозиции Антонины Софроновой познакомятся с подлинными шедеврами большого мастера. Здесь и тонкие, лиричные пейзажи Орла, созданные в 1920-е годы, и своеобразные камерные портреты актрис, с которыми близко дружила художница, и поэтому так верно сумевшая передать их душевные качества и творческую натуру. Увидят любители живописи и удивительные, неординарные, полные загадок натюрморты Сафроновой 1950-1960-х годов.

Но особый интерес, конечно, представляет начальный этап творчества - ранняя графика Антонины Софроновой, в которой она с головой окуналась в новые веяния времени, увлёкшись конструктивизмом. Именно эти яркие и необычные произведения книжной графики орловской художницы заполняли в 1920-х годах московские журналы. К этому же периоду относятся лёгкие и прозрачные акварельные пейзажи Москвы, и наполненные особым душевным настроением виды её малой родины - Дросково.

Вот цитата из её дневника того периода: «Прохлада и тишина действуют успокоительно. Сижу на ступеньках в саду. Пахнет цветущими яблонями. Слушаю пение баб. Простое и монотонное, оно кажется высокохудожественным по своей слитности с пейзажем».

И какого же очарования полны автопортреты Антонины Софроновой! Эту потрясающую выставку очень удачно дополняют работы её мужа Генриха Блюменфельда и дочери, художницы Ирины Евстафьевой. (0+)



Автор: Александр Сергеев
30 октября 2022 14:20
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~8i7Mq
Комментарии


Актуальное видео
19.09.2022 17:14:00
Об ответственности за экстремизм
Наш паблик
Архив газет

Новости