Про кино

Что такое сегодняшнее российское кино? Кто что говорит: и что давно умерло, и что это пародия на Голливуд, а если взять большинство сериалов, то это вообще не искусство. В противовес этим унылым настроениям кто-то утверждает, что настоящее русское кино начинает возрождаться, да и умирало-то совсем ненадолго, и называет новые и хорошо известные имена режиссеров.

Про кино
При всем разнообразии мнений и вкусов все почти сходятся на следующем: хорошее кино делается для широкого зрителя, а не исключительно для кучки «шибко умных» критиков. Но бывает же, что и зритель доволен, и критикам крыть нечем.
Новый фильм Михаила Сегала «Кино про Алексеева» оставил после себя неизмеримо больше хороших впечатлений, нежели придирок. Конечно, это не то кино, что собирает кинотеатрам хорошую кассу, не для той аудитории, что не может ничего смотреть без ведра воздушной кукурузы. Это просто хорошее кино.
И весьма приятно, что главного создателя фильма «вспоили» наши орловские мелкие воды, так сказать. Детство и юность Михаила Сегала прошли в Орле. Учась в школе, он занимался в театральной студии Дворца пионеров, в 1994 году окончил режиссёрский факультет Орловского института культуры, затем ставил спектакли в Орле и Брянске, писал стихи, песни, выступал со своей группой «Музыка на ощупь».
Кстати, о музыке. В фильме «Кино про Алексеева» прозвучала песня «Дезертир», написанная также орловцами, участниками группы «Период льда» Филиппом Шияновским (ныне он Филипп Вейс) и Игорем Гольцовым (Лис). Удивительно, что такую серьезную, пронзительную и зрелую вещь создали парни, которым не было и двадцати. Ныне обоим — за сорок.
— Высоцкий тоже писал про войну, хотя не был на ней, и называл эти песни не воспоминаниями, а ретроспекциями, — говорит Игорь. — И не у всех к «Дезертиру» отношение благожелательное. Насколько мне известно, Никитину и Киму она не понравилась. А вот ребята, которые прошли Чечню, мне рассказывали, плакали, когда ее слушали.
Михаил Сегал признался, что давно хотел включить эту песню своих друзей в свой фильм. Кстати, в предыдущем фильме Сегала «Рассказы» также звучит произведение Гольцова и Вейса «Поцелуй или выстрели». Но это уже совсем другая интонация.
В фильме «Кино про Алексеева» песня «Дезертир» звучит как вершина в творчестве героя. Героя, между прочим, сыграл замечательный актер Александр Збруев. И некоторые утверждают, что это тоже, может статься, его лучшая роль. В фильме он сыграл старика, который в молодости жил насыщенной бардовской жизнью. Через сюжет и отдельно взятую жизнь прошли легкими мазками приметы того времени, далеких шестидесятых. Михаил Сегал не идеализирует эту эпоху, которую принято называть «оттепелью», временем романтиков. Эпоха как эпоха, говорит он. О чем фильм? В его видеопредставлении, маленьком двухминутном ролике, есть такие слова: «Все фильмы делятся на три категории: про любовь, про войну и про жизнь. А это кино про Алексеева».
Главный герой — бард, но в целом о «бардовстве» Сегал говорит весьма нелестно:
Режиссер Михаил Сегал— К авторской песне у меня нет никакого отношения. Герой просто писал песни и участвовал во всех этих фестивалях, это просто какая-то линия фильма, которая темой фильма не является, а всего лишь деталью сюжета. Зачем она здесь была нужна? В каждом городе, полугороде были какие-то клубы авторской песни, туда ходили, как правило, не очень удачливые в любви и профессии люди, какие-то полумаргинальные странные личности. Были, конечно, в стране единицы, гениальные люди, которые писали хорошие стихи и песни, и в то же время были сотни и тысячи лузеров, которые думали, что занимаются творчеством, а на самом деле это был просто какой-то способ времяпрепровождения и группирования по принципу «лузер лузера чувствует», и ему с ним хорошо. В каком-то смысле это был поиск смысла внутри полной бессмысленности. Фильм о достаточно посредственном человеке, который достаточно драматично эту посредственность осознает и переживает. И показать его через барда мне показалось выгодным для сюжета. Хотелось сделать персонаж сложным. Потому что делать персонаж карикатурным не очень интересно. Если бы я сделал обаятельное кино про бездаря, который сам себя обманывает, но это же всё-таки жанр драмы — следовательно, сложный персонаж для нее лучше.
«Все фильмы делятся на три категории: про любовь, про войну и про жизнь. А это кино про Алексеева».
Иногда в главном герое фильма проскакивает что-то от гоголевского маленького человека, но по большому счету фильм о том, что, если тебя кто-то по-настоящему любит, у тебя есть возможность прожить свою жизнь заново. Та, что любила Алексеева, устраивает ему такую вот вторую реальность, хотя по сути это всё обман. Но в результате герой узнаёт о себе нечто большее, чем знал и мог предполагать: о своём таланте, о следе, который оставил в судьбах других людей. И он счастлив.
Сегалу как-то задали вопрос:
— Когда вышел фильм «Амели», было много споров: делает ли главная героиня людям хорошо, нет ли в этом эгоизма? Правильно ли поступила героиня, которая пронесла через всю свою жизнь любовь, что вот так решила напоследок сделать счастливым предмет своего обожания? В сущности, он был обманут.
— Поскольку весь фильм муссируется мысль о том, что любовь — это дать человеку то, что нужно в данный момент, тем более что мы рассматриваем нашего героя, когда он совсем старый и любой момент может быть для него последним, то, мне кажется, она, безусловно, права, — ответил режиссер. — Надо обманывать столько, сколько нужно ради того, чтобы человеку было хорошо.
Друг режиссера Филипп Вейс в своей оценке работы Сегала был краток: «Это кино цепляет, и это кино — про меня. И я уверен, что Михаил — гений. Просто об этом еще не все знают».
То, что снимает Сегал, сделано как-то «вкусно», снято красиво. Он мастерски набил руку на съемках клипов. Первой заметной работой стала «Здравствуй, ночь» с группой «Серьга». В дальнейшем он работал и с «поп» (Лолита, Иосиф Кобзон, Владимир Кузьмин), и с рок-исполнителями, но в результате приобрёл репутацию «антипопсового» клипмейкера. Среди его известных работ: «Би2» («Мой рок-н-ролл»), «Сплин» («Романс», «Скажи», «Новые люди», «Пластмассовая жизнь»), «Ногу Свело!» («Наши юные смешные голоса», «Из Алма-Аты»), «Каста» («Вокруг шум», «Радиосигналы», «Закрытый космос», «Миллиард лет»), «Ночные снайперы» («Катастрофически»). Также Сегал работал с «Машей и медведями», «Смысловыми галлюцинациями» и многими другими. В 2007 году клип группы «Сплин» «Скажи» был признан победителем на церемонии MTV Russian Music Awards.
После выхода фильма «Кино про Алексеева» многие серьезные издания написали немало лестных слов в адрес режиссера. О том, что даже в презадумчивых местах фильма зевнуть не получится, о том, что вообще «на зрителя» лучше и честнее Сегала в современном отечественном кино никто не работает, что, умея снимать просто и доступно, этот режиссер умудрился ни в одном из своих фильмов ни разу не сфальшивить…
Такое вот кино.
Автор: Анжела Сазонова
30 Октября 2014 10:24

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений