С дырочкой в правом боку

Знаменитую чернышенскую глиняную игрушку, прославившую Орловщину на всю Россию, теперь можно увидеть не только на музейных полках. Старинный народный промысел возродила в городе Новосиле народный мастер России Лидия Михайловна Корякина. Вместе с ребятами из детской школы искусств они лепят удивительной красоты глиняных барышень, сказочных коньков и кукушек.

С дырочкой в правом боку
Как Феникс из пепла
Живописная деревенька Чернышено всего в полутора километрах от Новосиля. Именно она издавна славилась своими мастерицами-игрушечницами из крепостных. Так уж сложилось, что сей промысел был чисто женским. Ничего не получая на личные расходы от мужей, крестьянки довольствовались доходами от продажи на ярмарках и праздниках пряжи, холста и… глиняных игрушек. И как же ловко они у них получались!
А всему виной — особая вязкая глина: голубая, белая, красная. Её здесь в округе полно — наследство древнейшего Девонского моря. Брали глину ранней весной, когда грязь сойдет, и хранили в погребах. Потом в каждой избе бабы садились за работу. После изготовления игрушки долго сушили на верхушках печей. Раскрашивали минеральными и анилиновыми красками пером из хвоста петуха — кисточек тогда не знали.
Сюжеты чернышенских игрушек незамысловаты и связаны с верованиями и обрядами новосильских крестьян. В основном это женщины, коньки и птицы. Среди последних особая роль досталась кукушке. Наши предки верили, что это божья птица, вещая: она предвещала сроки жизни и смерти, а также судьбу человека. Её обычно расписывали чередующимися полосами. Вера в кукушкины пророчества была так сильна, что полосатая окраска потом сохранилась и на остальных игрушках. Коньки-свистунки не отличались особым изяществом — приземистые, с маленькими ножками и головками, напоминающие динозавров, чего не скажешь о глиняных чернышенских кук­лах-барынях — всегда нарядных, с замысловатыми прическами.
Но увы! Все это — былая слава: в самом Чернышено глиняную игрушку уже давно не делают. Долго считалось, что этот народный промысел исчез в 30‑х годах прошлого века.
Замечательный человек, учитель рисования Новосильской школы, большой любитель отечественной истории и культуры того времени Василий Глаголев успел обойти дома старожилов в Чернышено и собрал целую коллекцию старинных изделий. А потом отвез ее в знаменитый Загорский музей игрушки.
Потом вдруг чернышенская игрушка появилась вновь на свет у себя на родине в 80‑х годах благодаря стараниям старой мастерицы Анны Харитоновны Афанасовой. После долгого молчания она, столько времени хранившая секреты, стала делать знаменитые чернышенские свистульки. И не только делать, но и успела передать свое мастерство народному мастеру Наталье Фроловой из Ливен, до того занимавшейся плешковской игрушкой. А потом вновь забвение.
И вот третье рождение народного промысла, но уже в Новосиле.
Век живи — век учись
Лидия Корякина — потомственная казачка. Родилась и выросла в селе Петушки, что тоже недалеко от Новосиля.
— Правда, родители всегда называли мою малую родину Пятушки. Дед говаривал, что казаки-пушкари так назвали село — от слов «пята» и «ушки», что обозначало детали древнего орудия, — вспоминает Лидия Михайловна. — Своему художественному будущему я обязана бабкам Прасковье Федоровне и Евдокии Пет­ровне. Одна была знатной певуньей, другая шила и вышивала. У меня до сих пор сохранились ее рушники, полотенца и кое-что от настоящего казацкого наряда.
Игрушками Корякина стала баловаться лет с десяти. Глины-то вокруг — видимо-невидимо! Делала и куколок, и свистульки, как фантазия подскажет.
— А с чернышенскими когда познакомились?
— А тогда же. Раньше, если помните, ездили по деревням старьевщики, собирали тряпье ненужное, всякий хлам, а расплачивались с детьми кукушками да полосатыми кониками. Оказалось, чернышенские поделки.
После школы Лидия Корякина поступила на худграф Орловского пединститута, где ходила в любимчиках у самого Курнакова. На последнем курсе Андрей Ильич собрал себе лучшую группу — десять парней и… подающую надежды Лиду, которая, впрочем, быстро выскочила замуж и
уехала в Харьков. Там она поработала на керамическом производстве, постигая секреты работы с глиной. Но разве можно было сравнить её с родной, голубой в окрестностях славного древнего города Новосиля?
Сюжеты чернышенских игрушек незамысловаты и связаны с верованиями и обрядами новосильских крестьян. В основном это женщины, коньки и птицы.
Поэтому, когда Корякину пригласили вернуться на родину преподавать в детскую школу искусств, она долго не думала.
При нашем знакомстве Лидия Михайловна первым делом спешит похвалиться своими учениками и ведет в музей школы.
Здесь под стеклом стеллажей бережно собраны изделия из керамики многих поколений юных мастеров. Глаза разбегаются от обилия причудливых форм и фантастических красок. Есть тут, конечно, и классическая чернышенская игрушка — Сережа Токарев, Вика Тулина, Ангелина Ризоханова да и другие ребята не подкачали.
Вернувшись на родину, Корякина очень долго и скрупулезно вникала в секреты старых мастеров, изучив горы литературы и побывав во многих музеях. В самой-то деревне Чернышено ничего не осталось.
Но своего добилась: глиняные барышни так же величавы и горды, как и две сотни лет назад.
Опрокинем по «монашке»!
— Так в чем же главное отличие чернышенской игрушки? — пытаюсь выведать у Лидии Михайловны.
Вместо ответа народный мастер бережно достает с полок и выстраивает в ряд пяток глиняных кукол — одна краше другой.
— Наряды у них шикарные — согласен!
— Да не в нарядах дело! — кажется, Корякина даже рассердилась. — Обратите внимание, какая стать, как выгнута спинка!
Для чернышенской куклы характерна очень высокая грудь, такая барышня олицетворяла богиню плодородия. Её еще называли кормилкой. Этот признак говорит о языческом происхождении куклы, которая была не предметом забавы, а предметом культа, корни которого уходят в матриархат и в родовое почитание рожениц.
Чернышенскую барышню всегда можно отличить и по обилию причесок и головных уборов — с известной плешковской даже не сравнить.
— Покажу вам еще один любопытный экземпляр, — с хитрой улыбкой Лидия Михайловна полезла в свои закрома.
И вот на свет появляется… черная монашка. Глиняная кукла в черном одеянии скромно сложила впереди руки.
— Сохранилось предание: мужики, собиравшиеся на ярмарке, предлагали друг другу: «Опрокинем по «монашке»!». Такая игрушка стоила дешевле остальных и использовалась вместо чарки, — смеется Корякина.
Автор: Александр Савченко
10 Апреля 2014 12:28

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений