Сцены из жизни актрисы…

Ее большие выразительные глаза пленяли сердца Иннокентия Смоктуновского и Николая Рыбникова. За 60 лет творческой жизни ей удалось воплотить на сценах разных театров сотни образов: начиная от трогательной Аленушки и веселого Карлсона, заканчивая шекспировской Офелией и императрицей Екатериной II.

Сцены из жизни актрисы…
Ее искренняя улыбка поднимает настроение каждому, кто встречается на ее жизненном пути. Она все время в движении, в постоянном творческом развитии, с возрастом жизнь не теряет для нее красок. Заслуженная артистка РФ Марина Наумовна Соколова отмечает свой 80-летний юбилей в премьерном настроении.
— Тяпочка, принеси-ка нам кофейку, — с невыразимой нежностью в голосе и кокетливой улыбкой обращается Марина Наумовна к супругу — актеру театра «Свободное пространство» Игорю Гольтяпину.
Игорь Иванович галантно подносит изящную чашечку кофе, пирожные и оставляет нас для беседы.
— Через три года будем отмечать золотую свадьбу, — говорит Соколова. — Хочешь, расскажу секрет семейного счастья? Мужчинам постоянно надо делать комплименты! И играть, играть!
«Марья» — так почтительно-ласково называют Марину Наумовну в кругу близких друзей. Интересно, но так же, еще с младенческого возраста, называли ее родители — Наум Соколов и Маргарита Горбатова — легенды русской сцены. Карьера красавца Наума Соколова была стремительной и невероятно успешной. Он начинал еще в дореволюционном театре, а его виртуозную актерскую игру неизменно отмечали восторженными рецензиями критики и бурными аплодисментами зрители. В «Очерках истории русского советского драматического театра» о нем написано так: «Творчество Соколова отмечено страстным гражданским пафосом, остротой мысли».
О матери — актрисе театра и кино Маргарите Горбатовой — Марина Наумовна говорит с глубоким пиететом: она была и остается для дочери образцом настоящей женщины, матери, актрисы.
— Я с детства гордилась невероятной волей моей мамы, ее неизменной уверенностью в успехе, — рассказывает Марина Наумовна. — Она была гениальной, неординарной актрисой, красавицей. Окончила Высшие театральные мастерские в Москве (потом на их базе создадут ГИТИС) под руководством Всеволода Мейерхольда, дружила с его женой Зинаидой Райх.
— Моя мать прекрасно владела телом, — вспоминает актриса. — Я сама видела, как мама в 50 лет играла в «Снежной королеве» маленькую разбойницу: она мгновенно взбиралась на дерево почти трехметровой высоты и прыгала с него, как кошка!
Знакомство родителей Марины Соколовой произошло в Бакинском театре, когда на актерской тусовке молоденькая артистка Марго заявила как бы в шутку знаменитому красавцу, заслуженному артисту
Науму Соколову: «Наум Адольфович, а вы на мне женитесь!».
— И что вы думаете? Так и случилось! — рассказывает дочь именитых актеров.
Актерская чета колесила по всей необъятной стране, они работали во многих театрах. Из Московского театра Красной Армии, в котором Горбатова играла вместе с Фаиной Раневской, по желанию Соколова родители Марины Наумовны уехали в Одесский театр, а потом — в Сталинградский.
— В 1951 году в Сталинграде Маргарите Горбатовой было присвоено почетное звание заслуженной артистки РСФСР — в те времена это было очень значимо. К этому времени отец уже ушел из жизни, — вспоминает Соколова.
Марина Наумовна очень любит вспоминать свои детство, юность и знакомства с будущими звездами советского театра и кино. Интересно рассказывает о дружбе с Николаем Рыбниковым — тогда неизвестным молодым человеком, которого ее мама готовила к поступлению в театральный институт.
— Он бывал часто у нас дома, мы подружились, и я даже стала предметом его влюбленности, — смеется Соколова. — В ответ на его признания я задорно смеялась, а зря — через несколько лет Николай Рыбников стал настоящей звездой!
Она росла, окруженная премьерными букетами, аплодисментами, поклонниками, таинственными запахами закулисья, костюмерных. Наум Соколов очень хотел, чтобы его дочь была актрисой, но был удивлен, когда его Маша тайком ото всех поступила в школу-студию МХАТ.
В школе-студии МХАТ в те времена обучалась целая плеяда талантливых молодых актеров. Соколова дружила с братьями Стриженовыми, особенно с Глебом, с юным Олегом Ефремовым.
— Вообще, кругом были боги, — говорит Марина Наумовна. — Грибов, Массальский, Топорков, Карев, Конский… — все народные артисты, и по праву.
Сейчас Марина Наумовна работает над книгой, в которой будут собраны написанные ею в разные годы тексты для собственных моноспектаклей.
Мхатовский диплом молодой актрисе Марине Соколовой вручала сама Книппер-Чехова. Она до сих пор помнит, как Ольга Леонардовна величественно поднималась по лестнице школы — очень маленькая, в ореоле серебряной седины.
Свою актерскую жизнь на профессиональной сцене Марина Соколова начала с роли Аленушки в спектакле «Аленький цветочек» Сталинградского театра им. Горького.
— В афише спектакля значился такой персонаж: Кикимора — исполнитель И. Смоктуновский. Каково?! — вспоминает Соколова. — Тем не менее так начинал в 1953 году будущий великий артист.
Позже молодую актрису Марину Соколову пригласили в театр знаменитого Николая Акимова — в Ленинградский театр комедии. Но режиссерские методы Акимова не пришлись по душе мхатовской актрисе, к тому же, обещанного ключа от квартиры в Ленинграде она не получила. И красавица упорхнула на Урал, в Свердловск. Уехала из Питера без сожаления, будто знала, что на далеком Урале ждет ее судьба — встреча с будущим
мужем.
— В Свердловске, в театре, я впервые увидела артиста Игоря Гольтяпина, тогда студента театрального училища. И вот мы вместе уже 47 лет, он стал моей судьбой, — вспоминает Марина Наумовна. — Наши отношения были очень сложными. Преград была масса, но судьба все-таки соединила нас, а появление на свет нашей чудесной дочери Екатерины совсем гармонизировало наши отношения.
Актерская охота к перемене мест привела чету Гольтяпиных-Соколовых в Орел, их пригласили в драмтеатр им. Тургенева. В этом театре Соколовой довелось некоторое время проработать даже директором. Именно на базе этого театра зародился будущий Театр юного зрителя, в котором Марина Наумовна прослужила 20 лет, а ее муж Игорь Гольтяпин работает до сей поры.
— Орловский ТЮЗ возглавил Юрий Копылов — очень талантливый, жесткий, нетерпимый к бездарностям человек; он ни с кем не сюсюкал, был резок и требователен; говоря со мной о переходе из «драмы», очень беспокоился, что я актриса многоопытная и могу не прижиться в труппе или, что еще хуже, оказать плохое влияние на «неокрепшие души ребят», — рассказывает Соколова.
В ТЮЗе для опытной актрисы открылся новый, яркий мир. Марина Наумовна со смехом вспоминает одну из своих ярких ролей — … Карлсона (!). Когда Копылов предложил ей сыграть Карлсончика, Соколова было вздернула бровью, но согласилась. До сих пор она считает, что именно эта роль со всевозможными лазаньями по подоконникам и столам, ходьбой на четвереньках вылечила ее от радикулита!
— С этим спектаклем мы объехали всю область, дети буквально висели на мне и, не смущаясь тем, что Карлсон — уже не молодая тетя, умоляли: «Скажи еще как Карлсон!», и я говорила! — смеется актриса.
Сейчас Марина Наумовна работает над книгой, в которой будут собраны написанные ею в разные годы
тексты для собственных моноспектаклей. Это 14 монологов великих героинь. Увлечение моноспекталями началось в период работы в театре «Русский стиль» под руководством заслуженного артиста Валерия Симоненко. Тогда она почувствовала желание попробовать себя в новом качестве. Пришла в голову мысль заняться составлением инсценировок по биографиям великих женщин. Начало было положено с замахом: Марина Соколова решила воссоздать образ Екатерины Великой. Работа с записками императрицы доставляла актрисе невыразимое удовольствие.
— Что за чудо! Какие характеры! — делится впечатлениями от изучения исторических материалов Марина Наумовна.
С новым проектом Соколова дебютировала в «Русском стиле» в спектакле «Императрица». Спектакль был поставлен Валерием Симоненко и с успехом шел более 10 лет.
С увлечением актриса рассказывает о своих работах, когда в музее Тургенева ставились мини-спектакли по мотивам произведений Пушкина и других классиков.
— К процессам, происходящим в театрах (как я понимаю, не только Орла), отношусь спокойно-скептически, отрицательно, — дает свою оценку современному театру потомственная русская актриса Соколова.
Она ждет и верит, что настоящий театр возродится, а пока активно занимается творчеством, продолжая создавать моноспектакли, организовывать творческие вечера, учить молодое поколение правильно понимать искусство.
Дочь Марины Соколовой и Игоря Гольтяпина Екатерина Колганова-Гольтяпина продолжила театральную династию: после окончания школы-студии МХАТ работала в Театре имени Моссовета, а потом перешла в Театр имени Станиславского, снялась в нескольких фильмах. И это для Марины Наумовны определенно важно и радостно. Ее радует и то, как крепка семья дочери. В интервью «Московскому комсомольцу» Катя сказала: «Во мне, наверное, мамой воспитана какая-то женская уверенность в себе. И я считаю, что чем популярнее будет мой муж, тем лучше». И в самом деле, муж Катерины — известный актер Вадим Колганов, которого телезрители знают по телесериалам «Татьянин день», «Гаражи» и «Ледниковому периоду». В 2007 году актер был удостоен звания «Заслуженный артист России». Знаменитый зять в тёще души не чает. Молодые о родителях не забывают и, несмотря на плотный график, в каждый праздник выкраивают время, чтобы приехать в Орел, зайти в небольшую квартирку, успокоиться мудростью, напитаться любовью, насладиться красотой души Марины Соколовой.
Автор: Марьяна Мищенко
25 Октября 2014 11:14

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений