Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Свой 50-летний юбилей народный театр Шаблыкинского ЦДК, как и полагается, отметил большой премьерой

Это его стараниями шаблыкинцы уже полвека ходят в театралах, а капризная Мельпомена чувствует себя вполне уютно в орловской глубинке. В далёком 1969 году народный театр под руководством Александры Лабузовой открыл свой первый театральный сезон пьесой «Суджанские мадонны» Юрия Нагибина и Цезаря Солодаря.

С тех пор шаблыкинцы с нетерпением ждут каждой премьеры. Недавно они приготовили большое театральное действо под названием «А у нас бенефис!».

Таланты и поклонники

О чём лучше всего рассказать в Год театра? Конечно же, о нём - любимом. О манящем запахе кулис, о волшебстве, рождающемся в свете рампы. Рассказать от души, с доброй улыбкой и восхищением. Вот талантливые самодеятельные артисты под руководством режиссёра Татьяны Гусаковой и расстарались не на шутку. Так родился бенефис с те­атральными историями. Сначала зрители увидели отрывки премьерного спектакля по мотивам весёлого рассказа современного автора Вячеслава Шишкова, как два красноармейца в 1920-х годах решили создать в своей деревне Огрызово драмтеатр. Главного героя, красноармейца Мохова, великолепно сыграл физрук Шаблыкинской школы Сергей Герасимов. Персонаж у него получился очень живой, харизматичный.

- Я его давно приметила, когда Сергей ещё Деда Мороза на утренниках здорово играл, - с улыбкой призналась мне Татьяна Владимировна.

А на роль второго героя, красноармейца Слёпочкина - по сценарию любителя женщин и выпивки, органично подошёл Александр Климов, преподаватель местной школы вождения.

- Наш Сан Саныч - сам рубаха-парень, весельчак и балагур. Как возьмёт в руки гармонь - герой! - уверяет режиссёр.

А взрывы смеха и долгие аплодисменты зрителей только подтвердили, что Татьяна Владимировна не ошиблась и с выбором репертуара, да и с подбором самодеятельных актёров. На то он и народный театр, где все главные роли разобрали бухгалтеры, полицейские, пожарные, механизаторы и учителя. За все тридцать с небольшим лет, пока Гусакова ходит в главрежах, профессиональных актёров здесь не наблюдалось.

В этот вечер шаблыкинцы, полностью заполнившие зал ЦДК, увидели ещё отрывки из прежних работ народного театра: «Забавные происшествия» по Михаилу Зощенко, «Ванька-чудик» Василия Шукшина, «Закулисье» по рассказам Антона Чехова и Надежды Тэффи.

- Уже столько лет прошло, а всё равно дрожу, как осенний лист, когда слышу за занавесом шум зрительного зала. Загляну в щёлку - все триста пятьдесят мест заняты, и это как бальзам на душу, - откровенничала после премьеры Татьяна Гусакова. Впрочем, такой успех она искренне не относит к своему режиссёрскому таланту.

- Вы знаете, когда раньше приезжали в клуб гастролёры, билеты не могли продать, пустой зал. А тут что ни спектакль - аншлаг!

- Так в чём же секрет? - допытываюсь у Гусаковой.

- Во-первых, мы рассказываем истории, которые людям по душе. А во‑вторых, на сцене-то - кто? Свои, родные лица. Уж больно интересно сельчанам посмотреть, как их сосед Василий играет героя-любовника, а племянница Вера - великосветскую даму.

Путь в профессию

В этой формуле успеха Татьяна Владимировна по скромности упустила, на мой взгляд, главное - беззаветную и верную любовь к театру, которой провинциальный режиссёр заразила и своих актёров-непрофессионалов, и односельчан, открытых для прекрасного и вечного искусства лицедейства.

- А сами-то когда заразились театром? - расспрашиваю Гусакову у неё в кабинете, больше похожем на музей. Все стены обвешаны афишами спектаклей, грамотами и дипломами всевозможных театральных конкурсов и фестивалей.

- Да лет с шести… - вспоминает самые яркие картинки детства в деревне Короськово Кромского района - кукольные спектакли, которые устраивала для неё старшая сестра Любочка. - А билетами нам служили конфетные фантики. Уж больно тогда мне запал в душу «Аленький цветочек» - столько слёз пролила…

В их крестьянском доме, на удивление, всегда было много книг. Отец Владимир Егорович хоть и простой мужик, как говорят, от сохи, а славился начитанностью и острым словцом. Выписывал много журналов и газет и обязательно читал дочке сказки на ночь.

А вот бойкостью характера Татьяна вся в деда Якова Тимофеевича - певца и балагура. В школе участвовала во всех спектаклях и даже поставила новогоднюю сказку «Двенадцать месяцев». И, конечно, грезила большой сценой. Но актрисы из Татьяны Гусаковой не получилось: провалилась на экзаменах при поступлении на актёрское отделение Воронежского института культуры.

Правда, судьба дала ей шанс остаться в искусстве. Деревенская девчонка поступила в 1984 году в Орловское культпросветучилище на отделение режиссёров народного театра. Да ещё на курс, который вёл Юрий Семёнович Шушковский, кумиром которого был знаменитый режиссёр Юрий Любимов. Шушковский часто ездил в Москву и присутствовал на репетициях Театра на Таганке.

Театр - это мы

Попав по распределению в глубинку - в Шаблыкинский ЦДК - и возглавив в 1987 году народный театр, Татьяна Гусакова сразу взялась за дело. Правда, поначалу все новации разбивались о прозу жизни: барышень, рвущихся на сцену, хоть отбавляй, а на главную мужскую роль - никого!

- Комедия «Последняя попытка» по рассказам Михаила Задорнова - на злобу дня, безумно смешной текст, а я реву белугой. Какая же премьера без главного героя? - рассказывает Гусакова. - И тут приходит сосед Александр Плащиков, хороший простой парень, работяга, и заявляет, что согласен меня выручить.

И то ли задорновский юмор, то ли прилежные старания режиссёра и работяги Сашки, но премьера прошла на ура. Плащиков потом ещё не раз появлялся на самодеятельной сцене, правда, уже не в главных ролях. А Гусакова с тех пор верит в народные таланты и смело вводит в постановки своих земляков.

Например, пенсионерка Валентина Яковлевна Филимонова сегодня не мыслит своей жизни без репетиций.

- В молодости все силы отдавала школе, ребятам, а сегодня - любимому театру, - рассказала она после премьеры.

Татьяна Гулидова, специалист по методике клубной работы, выступает на сцене уже 25 лет, мечтала по молодости о профессиональной карьере, но жизнь закрутила - семья, дети… Но сцене не изменила. Как и работник клуба, выпускница Орловского колледжа культуры и искусств Инна Гринёва.

А Татьяна Калиничева - заведующая постановочной частью и талантливый художник-самородок. Рисует афиши на огромных листах ватмана, задники для спектаклей. И сколько же в них фантазии, романтики и вдохновения! Нет проблем с костюмами и реквизитом - их готовят всем миром.

«Театр - это мы!». Гусакова навсегда запомнила этот девиз замечательного актёра драмтеатра им. И.С. Тургенева, народного артиста России Анатолия Макарова, который по-отечески опекал шаблыкинцев и многое сделал для становления этого самодеятельного театра. Именно он посоветовал опираться в творчестве на вечную классику, которая сегодня и составляет основу репертуара. Чему несказанно рады учителя истории и литературы - после спектаклей ребята местной школы спешат прочитать первоисточники. Театр уже давно стал настоящим очагом культуры на селе: многие впервые открывают для себя великих русских писателей - Тургенева, Лескова, Достоевского, Чехова.

- О чем вы мечтаете как режиссер? - спрашиваю на прощание у Татьяны Владимировны.

- Жизнь на селе сегодня не из лёгких, поэтому хочется сделать всё, чтобы люди выходили после наших спектаклей со светлой душой и лёгким сердцем.

Что ж, пожелаем режиссёру и актёрам ярких премьер.

А любите ли вы театр, как его любят в Шаблыкино?

Автор: Александр Савченко
29 мая 2019 21:06
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~zgLhR
Комментарии


Актуальное видео
13.03.2024 10:46:00
Голосование за объекты благоустройства
Наш паблик
Архив газет

Новости