Театр вас ждёт и любит

Разговор с художественным руководителем Орловского государственного театра им. И.С. Тургенева Игорем Черкашиным проходил под звуки ремонта, временный хаос которого ничуть не остудил творческого пыла артистов и их худрука.

Театр вас ждёт и любит
— Такое ощущение, что труппа вашего театра вернулась к самым-самым театральным истокам, когда кибитки с бродячими артистами колесили по городам и весям.
— У нас сейчас, в самом деле, очень много выездных спектаклей. Мы вынуждены много ездить, пока нет своего здания. Выезжаем в районы, играем в школах, репетируем на сцене студенческого театра в здании «Научприбора». После премьеры отправляемся на гастроли в Тулу, потом в Брянск.
— Чем открываете юбилейный 200-й сезон?
– 4 октября на сцене Городского центра культуры (ДК «Дормаш») играем спектакль «Счастливый билет». Это лирическая комедия по пьесе Жана Шевре, премьера прошлого сезона, мы выпустили ее в июне. Сыграем «Игроков». В репертуаре есть спектакли для молодежи. «Пикничок» например. Есть детские: «Как Настенька чуть кикиморой не стала», «Алиса в стране чудес». Несмотря на все наши проблемы и трудности, мы интенсивно работаем. Хотя, конечно, трудно в одном месте репетировать, в другом играть. Много технических сложностей. Декорации и костюмы постоянно перевозятся из одного Дома культуры в другой. Много средств уходит на аренду и транспорт.
— В репертуаре тургеневского театра будет что-то тургеневское? Что вообще ждет орловского зрителя?
— Сейчас ведется работа по созданию инсценировки к повести «Первая любовь». Веду также переговоры с режиссером, который у нас, возможно, поставит музыкальный спектакль «Аршин мал алан». Это очень проникновенная пьеса, последняя и одна из самых популярных оперетт азербайджанского автора Узеира Гаджибекова. И если этот спектакль у нас получится, попробуем выехать с ним в Азербайджан. О популярности пьесы говорит тот факт, что она была переведена более чем на 75 языков и поставлена в 187 театрах 76 стран. Идет работа над спектаклем «Восемь любящих женщин». Естественно, никто, кроме нас самих, не воспитает нам нашего детского зрителя, поэтому будет сказка и для маленького зрителя, чтобы он рос, привыкал ходить в театр, приобщался к театральному искусству. Скорее всего, это будет «По щучьему велению».
— Каким должен быть театр по Черкашину?
— Он должен быть живым. И в нем должно быть всё и для всех. Для разных возрастов, разные жанры. Обязательно должна присутствовать современная драматургия, без нее современный театр не может развиваться. Естественно, мы не можем забывать, что мы академический театр, значит, на сцене должна присутствовать классика. Афиша должна быть максимально разнообразной, чтобы любой зритель мог найти в ней то, что ему по душе.
— Современный театр — это больше место для отдыха или своего рода полигон для интеллекта и душевной работы?
— Человек может прийти в театр и с тем, чтобы хорошо отдохнуть и развлечься, и чтобы подумать, ведь «душа обязана трудиться». Это вполне соединимо. Вот, к примеру, наш спектакль «Пикничок». Он для молодежи и про молодежь. Но он и для старшего поколения. Это детектив, с одной стороны, а с другой — остросоциальная современная драматургия, поднимающая очень непростые вопросы. Но не в назидательной форме.
— Вас довольно долго не было в Орле. Город как-то изменился за это время? Каким стал зритель? Как изменился состав труппы?
— Думаю, нет, не изменился. И в этом есть своя прелесть, потому что Орел несет в себе много глубоких вещей, и не хотелось бы, чтобы они менялись. А что касается театра, с приходом любого творческого лидера театр становится другим. Все бывшие артисты остались в труппе. Более того, у нас хорошее приобретение. Из Донецка приехала семья, мой однокашник по Днепропетровскому училищу Вадим Пинский и его супруга Наталья Стефашина.
— Как происходит общение с бывшими коллегами из «Свободного пространства», ведь в прошлом это ваш родной театр, где вы играли, ставили спектакли?
— Со многими я общаюсь и дружу. Театры вообще должны между собой дружить максимально. И хорошо, что у нас это получается. Мы ходим друг к другу на все премьеры. Я не пропускаю открытия сезона ни в одном театре. Мне, так же как и «Свободное пространство», интересны и «Русский стиль», и Театр кукол.
— Конкуренции за зрителя нет?
— Конкуренция, это в компетенции тех, кто продает билеты, я же считаю, что много театрального искусства не бывает. И если в каком-то театре случается хороший спектакль, для другого — это замечательный и конструктивный творческий импульс.
— Еще недавно было такое явление, как «модный» театр. Больше это относилось к театрам столичным. Была волна популярности Театра на Таганке, «Табакерки», Ленкома…
— Если я сейчас еду в Москву, заранее спрашиваю у своих знакомых, куда пойти. Так получается, что если куда-то пойти случайно, далеко не всегда попадешь на хороший спектакль. А деньги это немалые. Вообще, хороших спектаклей мало. Даже в репертуарах таких именитых театров, как, например, «Маяковка» и Вахтангова, два-три спектакля, которые мне интересны. Сказать однозначно, что кого-то я на сегодняшний день считаю бесспорным лидером, не могу. Хотя, на мой взгляд, театр Вахтангова сейчас очень динамично развивается, у них есть интересные работы, труппа замечательная, одна Максакова чего стоит. Вот только что я вернулся из Театра им. Комиссаржевской, где поставил «Бесприданницу» Островского. Премьера прошла с успехом. Театры живут, развиваются. Орловским зрителям хочу сказать, что где бы мы ни были, на какой площадке ни играли, мы всегда рады встрече с ним. Театр ждёт своего зрителя и любит его.
Автор: Анжела Сазонова
26 Сентября 2014 09:41

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений