Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

В ОГАТ им. И.С. Тургенева скоро состоится премьера спектакля по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…»

 
Автором спектакля и исполнителем главной роли выступил режиссёр и артист театра Антон Карташёв. Он рассказал о будущей премьере читателям «Орловской правды».

- Антон, коронавирус помешал твоим планам. Когда должна была состояться премьера?

- Премьера спектакля должна была пройти 6-7 мая, в преддверии Дня Победы, но из-за введённого режима самоизоляции театры закрыты, репетиции отменены. Поэтому работу пришлось прервать. Но мы не отчаиваемся, спектакль увидит свет в любом случае.

- Почему ты выбрал именно это произведение для постановки? Когда возникла идея?

- Более года назад состоялась премьера моего спектакля «Безмолвие» по рассказу Тургенева «Муму», и сразу после этого я начал думать над новой работой. Вариантов было много. Мне очень хотелось поработать с женским составом, и в ходе поиска автора я выбрал повесть Бориса Васильева, предварительно изучив все его произведения. Потом я подал заявку на грант Минкультуры РФ и, к счастью, получил его. Пакет документов на грант включал в себя и сценическое решение, и саму инсценировку, которую я написал. Так сложилось, что в театре «Свободное пространство» уже прошла премьера спектакля по повести «А зори здесь тихие…», а моя работа над этим произведением началась задолго до этого. Конечно, странное совпадение, что одно и то же произведение берётся для постановки в двух разных театрах небольшого города одновременно, но менять планы я не посчитал возможным.

- Это же очень непросто - написать инсценировку к такому большому произведению, превратить его в спектакль…

- Да, повесть объёмная - пять часов вдумчивого чтения. Для театрального формата в моём спектакле это время превратится в 1,5 часа напряжённого действия. Задача временная и сценарная была наисложнейшей: пришлось отказаться от некоторых мест действия, совместить иные события… Нельзя просто вычленить диалоги, вычеркнув описания. Сценарное мастерство - большое искусство, которому профессиональные сценаристы посвящают всю жизнь. Я прекрасно понимал это и всё же, приступая к работе, с нескрываемым удовольствием погружаюсь в изучение этого ремесла.

- Как известно, есть два кинофильма по повести Васильева. Это помогало или мешало работать над спектаклем?

- Конечно, есть вещи, которые добавляют сложностей. Фильм Ростоцкого 1976 года мы все знаем до кадра, этот фильм для нас уже как часть истории. У многих людей представление о повести связано именно с этим фильмом, а не с самим произведением. А фильм 2015 года снят шикарно с точки зрения эффектности. Это настоящий экшн со взрывами, стрельбой. Это добавляет сложности, потому что зритель, посмотревший эти картины, в театре будет искать чего-то большего. Но сила театра, его зрелищность - в уникальном элементе: соучастии. Пережить совместно со зрителем каждое событие произведения, сделаться его неотъемлемой частью. Наш спектакль больше направлен на то, что переживают герои в той или иной ситуации, на психологизм. Ведь эти девочки никогда не смотрели в глаза врагу. Перед тобой стоит живой человек, и в твоей власти лишить его жизни или лишиться её самой. Быть или не быть - и таких философских вопросов задано автором множество. В одной из сцен боец Комелькова, спасая командиру жизнь, убивает немца и при виде содеянного готова потерять рассудок. Невыносимо страшно оказаться в такой ситуации. Женщина, которая обычно дарит жизнь, на войне вынуждена жизни лишать. Соучаствуя, сопереживая, зритель задаст себе непростые вопросы, и это уникальный опыт, который может дать только театр.

- Как распределились роли в спектакле?

- Старшину Федота Васкова буду играть я. Роли девочек исполнят: Комелькова - Анастасия Ребракова, Осянина - Екатерина Гусарова, Бричкина - Екатерина Автононова, две молодые актрисы исполнят роли Четвертак (Елизавета Рыбянцова) и Гурвич (Евгения Дороничева). Есть ещё два персонажа: это помком взвода Кирь­янова (Вероника Иванова) и Васков в пожилом возрасте (Михаил Корнилов). Важно понимать, что материал имеет сроки давности - и пришло время их переосознать. Я намеренно беру 90-е годы XX века - время непростое, неустойчивое, период, когда ветераны не понимали, что происходит со страной, в стране. По сюжету спектакля пожилой Васков с Кирьяновой, которая стала его спутницей жизни, приезжают впервые на место прошлых событий, сражений. Оказывается, эти пять девчат никогда из его памяти не исчезали. Каждый день он живёт ради них и будущего, за которое они все боролись.

- Антон, какова главная мысль твоего спектакля? Что ты хотел донести до зрителя?

- Прошло 75 лет со дня победы над фашизмом, и главным становится идейная составляющая этой победы, то, ради чего шли на смерть. Я пытаюсь понять причины той страшной войны, пристальнее рассмотреть понятия «Родина» и «патриотизм», которые стали для многих номинальными, заезженными словами. Мы сами и наши дети знаем войну только по рассказам. Время после победы в этой страшной войне, первые десятилетия - люди видели смысл своей жизни, они победили врага, они созидали страну, они были счастливыми «за себя и за того парня». Вас­ков растит сына Риты Осяниной, и это и есть победа - наши дети в свободной стране. Понятия «Родина» и «патриотизм» как никогда актуальны сейчас. Посмотрите, сколько конфликтов на национальной почве, а ведь это и есть фашизм. В повести Васильева девушки - разной национальности: еврейка, украинка, русская. Все девушки - разного социального положения (сирота Четвертак, золотая молодёжь - Комелькова). Все они такие разные, но сражались плечо к плечу. А война - это не всегда боевые действия. Сохранять честь и достоинство в капиталистическом мире - это тоже борьба за идеалы наших ветеранов. Они-то свою войну выиграли, а мы?

- У спектакля уже есть название?

- Рабочее название - «Заря». Это старорусское выражение, которое означает побуждение к действию, призыв. Ещё один из смыслов этого слова - утренний или вечерний военный сигнал, исполняемый горнистом или трубачом. Мы в своём спектакле не рассказываем, мы призываем. Призываем по-новому посмотреть на понятия войны и мира, Родины и врагов, добра и ненависти. Уже стало ясно, что фашизм не умер, что эта зараза готова вспыхнуть с новой силой. Мы призываем осознать себя как гражданина, понять, за что ты должен бороться каждый день. (12+)

Автор: Марьяна Мищенко
27 Мая 2020 15:20
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~paVUa
Комментарии


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Актуальное видео
13.09.2020 12:41:00
Детский парк
Наш паблик
Архив газет