Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

В ОГАТ им. И. С. Тургенева состоялась премьера спектакля «Мёртвые души»

Постановка и инсценировка - Сергея Дьячковского и Алексея Жеребцова. Спектакль - очень необычный.

Начнём с того, что на его подготовку ушло всего полтора месяца: срок не просто рекордный - фантастический! И при этом в итоге получился добротный «продукт».

На вопрос, классика ли это, дуэт создателей отвечает так: «Смотря что считать классикой. Если относительно гоголевского текста - то да, однозначно классика». Что касается формы - это далеко не бытовое пространство. Спектакль - фантасмагория, в которую очень хорошо вписались все гоголевские персонажи и мысли.

Произведение Николая Гоголя представлено на сцене как одиссея по России. Правда, путешествуя по поместьям, Чичиков (Александр Козлов) встречает не мифических существ, которые попадались на пути страннику Одиссею, а вполне реальных помещиков, полицмейстера, почтмейстера, губернатора с женой и дочкой. Последнюю очень смешно сыграла Екатерина Дворниченко. «Институтка, только что выпущена», - периодически отрекомендовывала её роскошная маман (Снежана Малых). И вспоминается гоголевское, как в столичный Петербург «стремится ото всех сторон России наша пылкая молодёжь - служить, блистать, выслуживаться или же просто схватывать вершки бесцветного, холодного, как лёд, общественного обманчивого образованья…»

Типажи, представленные в спектакле, чрезвычайно узнаваемы: сладенькие Маниловы (Александр Аксиненко и Екатерина Автононова) с их бесконечными «обнимашками»; суперпатриот Собакевич (Андрей Моисеев) с напоминающей грелку на чайник Феодулией (Екатерина Аршинова); почти не просыхающий гуляка и буян Ноздрёв (Сергей Гнедов), четырежды чёрная вдова Коробочка (Екатерина Гусарова); маниакально жадный, практически истлевший не только душевно, но и физически Плюшкин (Андрей Царьков)…

Откровенно карикатурные штрихи вовсе не портили образы - наоборот, придавали особую перчинку, которой сам Гоголь щедро «приправил» своё сатирическое произведение.

Однако есть в «Мёртвых душах» один герой, которого Гоголь выписал с любовью, - это народ. И именно на народе с его талантами, трудолюбием, сноровкой, находчивостью, а главное - с непритворной любовью к своей земле держится любая по-настоящему цивилизованная держава. И Гоголь это отлично понимал. Как и его друг Пушкин, подаривший ему идею «Мёртвых душ», рассказав об одном ловком мошеннике, который попытался разбогатеть, закладывая в опекунский совет купленные им мёртвые души как души живые.

Гоголь не писал образ народа елейными красками: народу свойственны порой грубость, невежество, пьянство и забитость, но при всех тяготах, которых из века в век сваливались на его многострадальные плечи, он выстоял и сохранил живой свою душу, чего не скажешь о изображённой в спектакле гоголевской «элите».

Большую работу проделали в спектакле артисты, которые в программке обозначены как «крестьяне, гости, люди, мёртвые души» (Руслан Ирзаев, Екатерина Проскурякова, Евгений Дронников, Александр Иванов, Елизавета Рыбянцова). Все они - периодически появляющиеся с граблями, кувалдами, самоварами и скрипками - можно сказать, стали лейтмотивом спектакля, при этом не было ни навязчивости, ни нарочитости.

«Мёртвые души» - бессмертная комедия характеров, и каждый посмотревший спектакль обязательно найдёт в нём много узнаваемого. (12+)


Автор: Анжела Сазонова
Фото: Пётр Мусатов
19 июня 2024 11:16
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~OV7m1
Комментарии


Актуальное видео
07.05.2024 15:26:00
Международная премия #МЫВМЕСТЕ - поддержка лидеров социальных изменений
Наш паблик
Архив газет

Новости