В экспозиции - плакаты военных лет, уникальные документы, фотографии, личные вещи фронтовиков и материалы, отражающие героизм орловцев.
Особое внимание уделено истории 150-й и 171-й стрелковых дивизий, штурмовавших Берлин.
Создавая атмосферу, в зале звучали песни военных лет. На открытие выставки со своим педагогом Ольгой Сосовой пришли ученики 7 «В» класса орловской школы №28. Учащиеся Вероника Трухина и Арина Елисеева прочитали стихотворения Игоря Василевского и Михаила Дудина.
В мероприятии приняли участие сенатор РФ Вадим Соколов, директор Орловского краеведческого музея Дмитрий Моисеев, доктор исторических наук, профессор Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Виктор Ливцов, председатели областного и городского советов ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов Галина Казначеева и Игорь Васюков.
Центральное место экспозиции занимают плакаты военного времени. Куратор выставки «Дороги Победы», сотрудник Орловского краеведческого музея Ирина Скрюченкова очень интересно рассказывает о представленных экспонатах. Уже на второй день Великой Отечественной войны - 23 июня 1941 года на улицах советских городов появился первый агитационный плакат, призывающий дать отпор фашистам. На нём - бронированная каракатица в форме свастики, запустившая коготь за красную линию границы, придавлена к земле красным прикладом. Автор произведения «Бей фашистского гада!» - художник Алексей Кокорекин.
24 июня появился плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» Кукрыниксов (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов), где советский воин протыкает штыком Гитлера, изображённого в виде нечисти. Позже этот шедевр вошёл в символическую десятку лучших плакатов Великой Отечественной. Надо сказать, от Кукрыниксов и других художников Гитлеру здорово досталось: этот крысоподобный, чрезвычайно мерзкий персонаж вызывал и ненависть, и смех…
Своеобразной живописной наглядной газетой во время войны стали «Окна ТАСС». Их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии. Неудивительно, что главный нацистский идеолог Геббельс приговорил к смертной казни всех, кто принимал участие в их выпуске.
Плакаты военного времени по праву называли «третьим фронтом» - они вдохновляли на борьбу с врагом, объединяли людей, вызывая гнев и ненависть, напоминали о преемственности подвига.
Вот плакат Кукрыниксов «Бьёмся мы здорово, колем отчаянно - внуки Суворова, дети Чапаева». На переднем плане - идущие в атаку советские воины, на заднем - Александр Невский, Александр Суворов и Василий Чапаев.
Тема героической преемственности читается и в плакате В.Б. Корецкого «Наши силы неисчислимы», где за центральной фигурой партизана в правом верхнем углу - памятник Минину и Пожарскому. Другой плакат Корецкого «Воин красной армии, спаси!» был, наверное, самым тиражируемым - от огромного плаката до формата открытки. Это пронзительное изображение матери и ребёнка с нацелившимся на них окровавленным вражеским штыком можно было увидеть во многих блиндажах и землянках, этот плакат отчаянно взывал к защите и не мог оставить равнодушным ни одного бойца.
В первые дни войны был создан знаменитый плакат «Родина-мать зовёт» И.М. Тоидзе. И с каждым годом, с каждым событием множился этот арсенал, который как надёжное оружие бил точно в цель.
Выставка будет работать до конца июля 2025 года. (6+)