В театре «Русский стиль» прошла премьера спектакля «Иван Грозный»

Орёл отмечает своё 450-летие. Главное празднование прошло 5 августа, но торжественные мероприятия продолжаются. Одним из них стала премьера хроники «Иван Грозный» в театре «Русский стиль».

В театре «Русский стиль» прошла премьера спектакля «Иван Грозный»

Общественная значимость этой театральной постановки особенно высока в свете беспрецедентной дискуссии, развернувшейся вокруг установки в нашем городе памятника основателю Орла ​царю Ивану Грозному.

Дискуссия действительно приобрела неожиданную остроту и международный масштаб. Достаточно сказать, что по этому поводу даже выступала самая влиятельная британская газета «Гардиан». Казалось бы, какое дело англичанам, занятым проблемами брексита, до нашего царя, правившего 450 лет назад? Ан нет, им до всего есть дело! Они, европейцы, невзлюбили царя Ивана ещё в ту далёкую пору и не хотят, чтобы ему воздавали честь русские люди даже 450 лет спустя.

Разумеется, западных «гардианцев», как по команде, поддержали отечественные либералы-космополиты. В либеральной печати на царя Ивана в очередной раз был выплеснут ушат исторической клеветы, накопленной за столетия противостояния Запада и России. В Орёл даже прислали якобы писательницу Мариэтту Чудакову, известную тем, что в кровавом октябре 1993 года она подписала «Письмо 42-х», в котором либералы требовали от Ельцина жестокой расправы над Верховным Советом РФ и людьми, вставшими на защиту законной власти. Мадам проводила в Орле пикеты против памятника Ивану Грозному. Вторым объектом либеральной истерии на историческую тему стал, естес­твенно, орловский губернатор В. В. Потомский. Впрочем, я не думаю, что Вадим Владимирович сильно расстраивается по этому поводу. Стоять в одном ряду защитников российской государственности с самим Иваном Грозным — ​большая честь для любого патриота.

Тем не менее иной раз благодаря Интернету создавалось впечатление, что против Ивана Грозного выступает чуть ли не вся интеллигенция и уж тем более театральная общественность. В том, что это далеко не так, и убеждает премьера хроники «Иван Грозный» в театре «Русский стиль».

Весь коллектив театра во главе с художественным руководителем Валерием Симоненко проделал огромную работу над постановкой «Ивана Грозного». Сейчас в театральной среде бытует термин «мировая премьера», так вот постановку «Ивана Грозного» можно с полным на то основанием назвать мировой премьерой. Ничего подобного «на театре» ещё не было. «Русский стиль» показал хронику самого продолжительного в истории России царствования Ивана IV. Прожил Иван Васильевич 54 года (1530—1584), а правил 51 год, в три года умер отец великий князь Василий III, в 7 лет умерла мать Елена Глинская, предположительно, отравленная боярами.

На сцене перед зрителями проходят вереницей ключевые эпизоды жизни и деятельности великого царя, от рождения до смерти. Проходят исторические деятели той эпохи: враги царя боярин Шуйский и князь Курбский, сподвижники ​Басманов, Скуратов, Годунов, жёны царя ​Анастасия и Марья. И в центре спектакля —

Постановку «Ивана Грозного» можно с полным на то основанием назвать мировой премьерой. Ничего подобного «на театре» ещё не было.
​фигура Ивана Васильевича, которого играют четыре артиста, начиная от мальчика Верижникова и заканчивая главным режиссёром Симоненко.

Это не пьеса, как справедливо заметил во вступительном слове Симоненко, это хроники, написанные на основе писем и стихарей самого Ивана Васильевича и других исторических деятелей той эпохи. Спектакль насыщен музыкой, которую тоже сочинял Иван Грозный.

Несмотря на заявленную непредвзятость, у зрителей не возникает сомнений в том, что театр целиком и полностью на стороне Ивана Васильевича. Ключевой в этом плане является сцена, когда Курбский и Грозный читают отрывки из своей знаменитой перепис­ки-полемики. Кто такой Курбский? Перебежчик, предатель, власовец XVI века. Царь Иван в блестящей художественной форме обосновывает не только своё право на твёрдую власть, но и свою обязанность строго блюсти интересы государства, всего народа, а не защищать сословные интересы боярства.

Единственной батальной с­ценой спектакля является взятие Казани. Но что за этим стоит в плане истории России? Мос­ковское княжество превратилось в Русское царство. За несколько десятков лет Россия приобрела географические очертания, сохранившиеся до сих пор. Россия избавилась от вековой опасности набегов кочевников с востока. Присоединение Казанского, Астраханского, затем Сибирского ханств позволило отодвинуть границы государства от Оки, от Нижнего Новгорода и Рязани до предгорий Кавказа, низовий Волги и Урала, а чуть позднее до Тихого океана. Русские люди за несколько десятилетий освоили земли всего плодородного Поволжья, Волга стала великой русской рекой. Как пишет историк Гумилёв, это была великая победа России в тысячелетней борьбе со Степью. Именно в эти годы русские крестьяне и казаки освоили те земли, которые сейчас называют Черноземьем, а тогда именовали Диким Полем. И наш родной Орёл потому и был основан в 1566 году по велению Грозного царя, что русский крестьянин распахал плодородные земли Дикого Поля, а для защиты от набегов крымских татар строил крепости. Россия в середине XVI века в годы правления Ивана Васильевича из удельного княжества между верхней Волгой и Окой превратилась в бескрайнюю (в буквальном смысле) страну, в великую державу. Рост территориальный вызвал за собой рост демографический, экономический, военно-политический. Безусловно, расширение границ было вызвано тем, что русский народ, в труднейших условиях в течение трёх веков защищаясь от внешних врагов, накопил силы и совершил то, что историки называют пассионарным взрывом. Но возглавил это русское движение к новым рубежам именно первый русский царь Иван Васильевич, прозванный Грозным.

В спектакле «Русского стиля» об этом напрямую не говорится, напротив, постановка пронизана лирикой, музыкой, насыщена эпизодами из личной жизни царя. Но его деяния запечатлены в прекрасной программке, где перечислены его реформы, показаны карты «собирания русских и иных земель под державой царя Ивана Васильевича всея Руси».

Спасибо театру «Русский стиль», его художественному руководителю Валерию Ивановичу Симоненко за «Ивана Грозного»!

Фото Олеси Суровых

Автор: Михаил Тутыхин
7 Октября 2016 15:29

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений