Великий выдумщик XX века

Выставка «Пабло Пикассо. Искушение», открывшаяся в Орловском музее изобразительных искусств, знакомит зрителя с поздним творчеством великого художника XX века. Впервые в России экспонируются работы из его самого масштабного и самого откровенного графического цикла «Suite 347».

Великий выдумщик XX века
Могучий бык в стойле
В последние годы жизни Пабло Пикассо продолжает писать картины, и все же основные силы и свой могучий талант он отдает графике. В этом ему нет равных. Да и сам Пикассо не раз утверждал: «Не знаю — хороший ли я живописец, но я хороший рисовальщик». Изысканная, трепетная контурная линия гениальной руки великого испанца ярко проявляется в его сериях офортов, где «Suite 347» принадлежит особое место. Само название — это количество работ, созданных с 16 марта по 5 октября 1968 года.
Пабло Пикассо — 87 лет. За спиной сумасшедшие годы творческих исканий и открытий, страстная, жгучая любовь к женщинам и признание миллионов почитателей его таланта, как, в прочем, и армия врагов и завистников. Физические силы уже не те, но творческий потенциал еще огромен. Идеи роятся одна фантастичнее другой. Исследователи творчества позднего Пикассо сравнивают его с быком в зимнем стойле. И вот, работая ежедневно семь месяцев, пусть стареющий, но великий художник создал необыкновенную серию, полную иронии и сарказма, игры воображения и парадоксов.
Особая чувственность и эмоциональность всегда были характерны для творчества Пикассо. В серии из 347 офортов они буквально рвутся наружу.
Толчком к созданию этой масштабной работы послужили весьма вольные иллюстрации к роману Фернандо Рохаса «Селестина», повествующего о жизни старой сводницы.
Но творчество художника вышло за рамки этого сюжета.
Дальнейшая серия разделилась на несколько направлений.
Пикассо прибегает к ироничному обыгрыванию тем и мотивов его великих предшественников: Рафаэля, Микеланджело, Мане, Дега.
Меmento mori
Перед созданием «Suite 347» художник уединяется на своей вилле в Нотр-Дам-де-Ви на французской Ривьере.
Вернее сказать, его там запирает последняя муза, седьмая жена, 40-летняя красавица Жаклин Рок, на которой мэтр женился в 80 лет. Она лишает Пикассо общения с внешним миром, оставив лишь маленький телевизор.
На все письма и звонки она отвечает однозначно: «Месье нет дома». Жаклин оставляет мужу только одну страсть — творить.
Огромный, трехэтажный дом превращен в большую художественную мастерскую: по всем углам мольберты, кисти, холсты. Тут же бегают две дворовые собаки, в гостиной можно наткнуться на козу по кличке Эсмиральда, а над головой летает одноглазая сова. И весь этот хаос — бальзам на душу испанского гения. Но он страшно боится одного — смерти!
Это наводящее ужас слово никогда нельзя было произносить в присутствии Пабло. И чем меньше о ней говорили, тем больше он думал о ней: «Я все время думаю о смерти. Она всего лишь женщина, которая никогда не покинет меня…».
Что же остается? Конечно, искусство! Вот противоядие, вот откуда эта неистовая страсть к работе. За несколько месяцев создано столько произведений, сколько другому и не снилось за всю творческую жизнь. Пикассо нечего терять и нечего доказывать. И какое это блаженство — позволить себе все, что только подсказывает вдохновение.
Теперь жизнь за пределами виллы его больше не трогала. Мастер до конца погружается в созданный им мир иллюзий и фантазий. Особую силу ему придают мотивы, хорошо известные в прошлой жизни: мир цирка, театра, сюжеты, навеянные творениями великих художников.
Любовные сцены Рафаэля и его возлюбленной Форнарины, за которыми подглядывает Микеланджело и … папа Римский Юлий II. Целомудренную встречу влюбленных он превращает в бурную эротическую сцену. И чем далее, тем комичнее становятся выдуманные и реальные фигуры: натурщиц, артистов цирка, куртуазных рыцарей XVII века в окружении современных куртизанок, кое-где пририсовал и себя: то в виде старца, подглядывающего за интимной сценкой, то в виде бюста с лавровым венком на голове. Польстил Пикассо и последней жене Жаклин, изобразив ее на комическом шаре — намек на свой же шедевр. И везде автор подчеркивает фривольность — в игривых позах и пикантных деталях. Но чем откровеннее сюжет, тем фантастичнее и виртуознее графика.
Но в этой графике не стоит искать подтекст, здесь важно другое: талантливые линии, сумасшедшие росчерки, создающие эффект нереальности, эффект буффонады, вселенского карнавала, в котором бесстыдство переплелось с изысканностью. Это территория высокого искусства, где абсолютно нет места пошлости.
Особая чувственность и эмоциональность всегда были характерны для творчества Пикассо. В серии из 347 офортов они буквально рвутся наружу.
Искушение музейщиков
105 литографий из серии «Suite 347» в Россию привезла столичная компания «Артгит» в рамках своего коммерческого проекта «Всемирно известные имена».
Как рассказал арт-директор компании Александр Шеляков, в России ни одного листа из знаменитой серии Пикассо никто не видел: «Братья-печатники Альдо и Пьеро Кроммелинк жили на вилле мэтра и сделали всего по 50 оттисков с каждого его творения, которые моментально разошлись по частным коллекциям. После чего медные доски были перечеркнуты мэтром. В декабре 1968 года в Париже, в галерее мадам Луизы Лейрис, в трех залах состоялась единственная выставка эротических откровений Пикассо. Самые смелые из них поместили в отдельный зал, на дверях которого висела табличка «Вход на ваше усмотрение». В пуританской Европе только начиналась так называемая сексуальная революция. Ограниченность тиража, а также специфика сюжетов стали причиной того, что поздняя графика Пикассо особо неизвестна широкой публике».
И только в 90-х годах в той же самой мастерской удалось повторить печать в технике литографии по 300 экземпляров с оригинальных рисунков. Часть этого наследия из собрания частного французского коллекционера и удалось заполучить устроителям выставки в России.
Она уже побывала в городах Сибири — Красноярске и Новосибирске. Гравюры Пабло Пикассо привлекли большое внимание публики, что не на шутку встревожило местную епархию. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон обрушился с резкой критикой выставки, что только подогрело интерес к ней. Далее творения Пикассо увидели жители Томска. Митрополит Томский и Асиновский Рост­ислав не усмотрел здесь большой крамолы.
Теперь пришла очередь Центральной России. Из Воронежа выставка прибыла в Орел.
Жителей нашего города директор Орловского музея изобразительных искусств Светлана Четверикова балует громкими именами художников разного направления: Илья Глазунов, Марк Шагал, Никас Сафронов, Николай Рерих. И вот, наконец, гений XX века Пабло Пикассо.
— Как это ни парадоксально, но самым сложным было решиться взять эту выставку, — говорит Четверикова. — Несмотря на такое громкое имя, многие мои коллеги-музейщики отказывались экспонировать «Пабло Пикассо. Искушение» в залах своих музеев, ссылаясь не некий ее неформат и скандальный шлейф. Известно, что данная серия долго не выставлялась после смерти художника в силу некоей культурной цензуры. Лично мое мнение — талант и гений Пабло Пикассо достоин самых лучших залов и музеев. Хотя очень переживаю, как на эту выставку отреагируют орловские ценители искусства.
Думается, что их ждет нелегкое испытание, ведь не на каждой выставке стоит гриф «18+».
Кстати, цена билетов на выставку Пабло Пикассо — 250 рублей, для студентов и пенсионеров — 200 рублей.
Про это…
Случайно или нет, но выставка Пикассо в Орле открылась в День всех влюбленных — в День святого Валентина. И тоже в трех залах. И как когда-то в Париже самые смелые рисунки великого испанца поместили в отдельный зал, задрапированный в черные тона.
Московские устроители постарались навести побольше таинственности, создав атмосферу венецианского карнавала или французского бульвара. Думается, наш музей давно не видывал такого количества ценителей прекрасного, собравшихся увидеть, наконец, искушения Пикассо. В залах их ждал неожиданный сюрприз — много столбов с уличными фонарями, а все пространство было занято инсталляциями в виде огромных женских манекенов в карнавальных масках и вечерних платьях с длинными шлейфами. Посетители постоянно путались в них, пытаясь подойти к стене и увидеть картинки мастера.
— Обязательно приду на эту выставку отдельно, чтобы в спокойной обстановке посмотреть и осмыслить работы Пикассо, — поделился первыми впечатлениями известный орловский художник Анатолий Костяников. — Думаю, правильно, что мы наконец увидим произведения человека, вокруг имени которого нагромождено столько легенд и небылиц.И пусть эти легенды рушатся или наоборот — крепнут.
— Эта выставка требует камерной обстановки, посетитель должен оставаться один на один с гравюрой Пикассо, тогда это превращается в легкую прогулку по французскому бульвару, — поясняет директор музея Светлана Четверикова. — А сегодня у нас аншлаг — две сотни человек. Конечно, они мешают друг другу.
В зале много молодежи: барышни, чей легкий румянец выдает волнение и стеснение, и парни с суровыми лицами, постоянно оглядывающиеся по сторонам — вдруг кто увидит их интерес к неординарному событию.
— Ощущения от выставки сильные и разнообразные. И если к живописи Пикассо отношусь с подозрением, то график он, безусловно, величайший, — делится впечатлениями от выставки поэт Владимир Ермаков. — Самое главное — это тематика. Хорошо, что она расколдовывает запретную тему.Оказывается, что к этому можно относиться с долей сарказма и веселья. Природа, пропущенная через изощренность рассудка, выглядит не совсем страшной, как нам казалось.
Автор: Александр Савченко
21 Февраля 2014 10:10

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений