Весёлые ребята

Пожалуй, петь и танцевать человек научился раньше, чем рисовать на скалах. Радость мелодий и движений никогда не бывает односложной. Она есть всплеск эмоций — то есть сама жизнь.

Весёлые ребята
«Легко на сердце от песни весёлой», — говорится в классической песне из кинофильма «Весёлые ребята». На первом съезде Союза писателей 1934 года (у меня есть толстенная стенограмма) фильм поносили почём зря, дескать, мелкобуржуазный. Но Сталину лента очень понравилась и потом пошла с триумфом по всей стране.
А в Орле есть окраина с названием «Весёлая слобода». Орловцы к ней привыкли, принимают как должное; а вот приезжие сразу улыбаются, увидев это название на вывесках маршруток.
— Что оно означает? — спрашивают с восхищением.
Исторических версий, конечно, немало, однако уже лет двадцать орловцы чаще всего ответствуют:
— А это название вокально-хореографического ансамбля, что при тамошнем колледже культуры и искусств. Сам директор там руководит, на баяне со сцены отжигает, как молодой — хоть ему уже за шестьдесят.
И точно. Виктор Иванович Шламов в своё время окончил наш институт культуры, был танцором в ансамбле при группировке советских войск в Германии, затем создал коллектив народной музыки в родном Белгороде, а когда вернулся в Орёл, то и тут предложил сделать ансамбль из своих студентов. Так и родилась «Весёлая слобода».
Танцевать с весёлыми своими воспитанниками директору уже было не по комплекции, но вот держать в руках баян — в самый раз. Снял чопорный галстук, надел цветастую сценическую безрукавку — и любой народный напев виртуозно на кнопочках заводит.
Рядом все преподаватели колледжа, все заслуженные работники культуры, не утратившие тяги к концертам. А уж студенты с азартом пляшут и поют, рты до ушей, азарт просто беспредельный.
Ездить стали. Словакия и Швеция, Турция и Италия. Везде русские народные мелодии принимаются вдохновенно, да и то если балалаечник Александр Сомов на трёх знаменитых наших струнах может исполнить любое самое многострунное классическое произведение.
И вот в нынешнем году, в жарком месяце июне, поехала «Весёлая слобода» по приглашению в Грузию, конкретно — в Батуми. А у въезда на Военно-Грузинскую дорогу орловцев встречают грустные хозяева и говорят:
— Дорога перекрыта из-за обширного селя-обвала. Давайте мы вас по всему Кавказу провезём, вас везде встретят, как родных.
Делать нечего, поехали вдоль гор, вдоль Каспийского моря, решили в Азербайджане выступить, там уже ждали. Однако тут на границе произошла заминка: у двух коренных орловчанок-певуний оказались… армянские фамилии.
Азербайджанцы замялись:
— У нас очередное обострение с армянским Карабахом, не можем девушек пустить, будут на концерте непредвиденные случаи.
Тут даже сопровождающие грузины возмутились:
— Да как же так, у девчонок врождённое российское гражданство, ничего общего с политикой, у них только русская музыка на уме.
— Нет, не можем пропустить.
Орловцы, конечно же, своих бросать не стали. Извинились, развернулись, все вместе уехали в Северную Осетию. А там 230-летие Владикавказа. Приезд наших осетины восприняли как праздничный подарок.
— Встреча была братская, — говорит завуч колледжа Наталья Гвоздева, — на бис ребят вызывали бесконечно.
Бисируют зрители неизменно и повсеместно. Особой их любовью пользуются хореографическая картинка «Нарасхват», шуточная миниатюра «Гусачок», ещё в совершенно сумасшедшем темпе танец «Кандибобер».
— Как же ваши студенты не устают? Им же по пятнадцать-шестнадцать лет.
— Они готовы ночами тренировать растяжки, всяческие вывороты. Друг у друга акробатические нырки между ног на спор делают. Все вечера в репетициях. Но если наутро урок не сделал, двойки ставим. Такова жизнь студенческая, никаких поблажек.
В колледже около двухсот учащихся. Каждый мечтает быть в ансамбле. Если мальчишка даже не шибко даровит, но очень хочет выступать, его берут обязательно. Кто знает, когда и отчего дар проснётся.
— Для нас самое трудное, когда после четырёх лет обучения мы расстаёмся с выпускниками, — говорит Шламов. — В этом году наши лучшие певуньи Настя Жилкина и Женя Шатёрная окончили колледж, они пока выступают с нами. Но ведь обеим надо работать, окунаться в новую жизнь. Поэтому мы постоянно ищем обновление.
Зато аксакалы-преподаватели всегда при своих инструментах. Они сидят в глубине сцены, кто с жалейкой, кто с барабаном. Многолетние виртуозы, все при регалиях: А. Антонов, В. Петров, В. Воронцов, В. Коннов. Власть любит колледж культуры, в этом году послала их на зимнюю Олимпиаду защищать честь орловского народного искусства.
Так уже двадцать лет. С той самой поры, когда на первом своём фестивале орловцы взяли Гран-при в белорусском городе Пинске. А ведь там выступали артисты из двадцати стран Европы.
Бывали и казусные моменты. В Словакии Александр Сомов случайно сломал ногу. Ну, вышел в лангетке, положил ногу на взятый из раздевалки стул. Играет вполне серьёзные мелодии, захватил весь зал.
Только впереди сидящие зрители почему-то по-дружески лыбятся. Что такое? А просто на спинке стула висели носочки, повешенные кем-то при облачении в сценическое платье. Ничего, овациям это не помешало, объяснили, посмеялись заодно со словаками.
Ведь весёлые ребята. Это дорогого стоит.
Автор: Юрий Оноприенко
15 Сентября 2014 15:02

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений