«Выйду за околицу, гляну на село…»

В выставочном зале Орловского отделения Союза художников России (ул. 2‑я Посадская, д. 26) на днях открылась выставка с символическим названием «Деревня».

«Выйду за околицу, гляну на село…»
Неброская красота пейзажей средней полосы России, обаяние уходящей старины заброшенных деревенек, духовная простота и чистота сельской жизни — всё это стало темой новой экспозиции. Выставку так и назвали — «Деревня».
А дополнительную нотку искренности внесли на открытии её подлинные героини — жительницы села Ильинского Хотынецкого района Орловской области, солистки народного ансамбля «Калиновый садок». Давно под сводами картинной галереи не звучали старинные русские обрядовые песни. Сельс­кие певуньи исполняли их с большой душой, что шло в унисон с искренностью и теплотой художественных произведений вокруг.
Пятьдесят орловских художников представили свыше ста двадцати работ: пейзажи, натюрморты, портреты, керамику и скульптуру — плод бесчисленных поездок по глубинке родного края и хранящихся в запасниках мастерских. Теперь извлеченные на белый свет, они составили задушевный и честный рассказ о родной земле, о чистоте и красоте русской природы, о родительских корнях. Выставка действительно стала достойным завершением Года культуры, подчеркнул председатель Орловского отделения Союза художников России Владимир Блинов.
— Два раза в год мы ездим со студентами в деревню Арсеньево. Всего двадцать километров от Орла по Болховской трассе, и ты попадаешь совсем в другой мир — настолько красивы и интимны эти места, — поделилась со мной художница Яна Патокина. — И с каждым годом молодые все глубже погружаются в совсем незнакомую сельскую жизнь. Где они еще увидят такие восходы и закаты?
Правда, красота эта увядающая. Из 80 дворов некогда крепкого села осталось два-три домишка, да чудные пейзажи вокруг.
Может, поэтому у самой Яны Патокиной в картинах «Бабушкин сарай», «Деревенские сумерки», «На каникулах» столько щемящей грусти и ностальгии.
Зато у Алексея Комова получился весьма жизнеутверждающий портрет большого современного села. Картина называется «Залегощь. Зима». Искрящийся на солнце снег, веселый дымок из труб на легком морозце, да и само настроение полотна определенно радуют глаз.
Обычно по-философски настроенный Александр Кузнецов в этот раз отказался от метафор и абсолютно реалистичен в своих работах «Пруд в Кирово», «Лето в Арсеньево», «Гуси». Тонкие, проникновенные работы выдают неравнодушие автора к увиденному. Как и у Елены Саушкиной в её миниатюрах «Пшеница», «Пастораль» и «Околица».
А сколько настроения, теплоты и искренности в работе Владимира Блинова! Картина так и называется «Околица. Теплый вечер».
Удивила необычная работа нашего знаменитого художника театра кукол Любови Жмакиной «Дорога к дому. Спасское». Вот где соединились сказка и быль!
Нынешняя выставка порадовала и прекрасными графическими работами Ольги Тучниной («Деревенский дворик») и Вячеслава Ромашова («Бежин луг», «Родина») .
О Сорокина. «Полесье. Старый колодец»Анатолий Костяников обычно забирается в самые удаленные уголки Орловщины, чтобы сохранить на полотнах нехитрую красоту и очарование маленьких деревенек, свидетелей русской истории, которых с каждым годом становится все меньше и меньше.
Мастер с упоением пишет удивительную природу, еще не тронутую цивилизацией. В его картинах «Малиновый вечер» и «Тени августа» за феерией красок легко угадать и восторг от созерцания прекрасного, и тонкие ностальгические нотки уходящего времени.
Много души автор вложил в незамысловатый сюжет зимнего пейзажа картины «Источник». Здесь совсем другая стилистика: белизна снега, старенький домик на фоне вызывают чувство спокойствия и умиротворения.
Два раза в год мы ездим со студентами в деревню Арсеньево. Всего двадцать километров от Орла по Болховской трассе, и ты попадаешь совсем в другой мир — настолько красивы и интимны эти места.
— Этот сюжет я писал с натуры прошлой зимой у деревни Маслово. И представляете, специально поехал туда этим летом, а вокруг уже всё обнесено двухметровым забором. Всю эту красоту уже прибрал к рукам какой-то богатенький господин, — с болью в голосе рассказывал Анатолий Костяников.
К счастью, еще сохранился «Пруд детства» в ярких красках на удивительно солнечной картине Евгения Чистова.
Как всегда, украшением выставки стали работы известной орловской художницы Ольги Сорокиной. Автор с головой уходит в самобытный, лубочный мир русского села. И энергичная манера письма Сорокиной здесь как нельзя кстати. Она только подчеркивает незамысловатую, но яркую, идущую от русских сказок архитектуру деревенских домов и улиц. Поэтому её картины «Старый колодец», «Пейзаж с чучелом» и «Хатка» так влекут зрителей.
У последней работы очень долго крутилась солистка народного ансамб­ля «Калиновый садок» Наталья Болгова.
— Что, нравится? — поинтересовался я у сельской певуньи.
А. Комов. «Залегощь. Зима»— Очень! Уж больно похоже на моё родное село Льгов, а хатка — Светки Кузнецовой, моей соседки, — радостно сообщила мне Наталья. — А за ней живет наша старейшина — баба Марья Пронина.
Позвали автора. Ольга Сорокина действительно подтвердила, что писала картину в селе Льгов Хотынецкого района.
После многочисленных воспоминаний художница получила приглашение побывать на следующее лето в гостях у Натальи Болговой и продолжить историю в картинах славного села Льгов.
Что ж, теперь мы их увидим в следующем году. Замечательную выставку «Деревня», которая пришлась по душе и зрителям, и художникам, обещали сделать традиционной.


Е. Чистов. «Пруд детства»А. Кузнецов. «Пруд в Кирово»
Автор: Александр Савченко
13 Ноября 2014 12:08

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений