Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Золотая весна Гиви Калмахелидзе

Старейшина орловского художественного цеха, народный художник России, почётный академик РАХ, профессор кафедры дизайна ОГУ им. И.С. Тургенева, отметивший в начале мая 80-летие, стал обладателем высшей награды Союза художников России - «Золотой медали Александра Иванова».

На заседании секретариата Союза художников России, которое состоялось 18 мая в Москве, все единодушно отметили выдающийся вклад орловского мастера и педагога в изобразительное искусство нашей страны. За плечами Г. Д. Калмахелидзе - долгие годы творчества, огромное количество ярких, наполненных правдой жизни и философскими поисками работ. А сколько молодых талантов он воспитал и выпустил в большую творческую жизнь!

- Техническое мастерство, помноженное на особую прозорливость взгляда художника, сделало из Калмахелидзе непревзойдённого мастера графики. И сегодня Гиви Дмитриевич, без всякого преувеличения, лучший в России в этом жанре. Несмотря на возраст, поражают его азарт и жажда трудиться в любимом искусстве. Поэтому Калмахелидзе участвует во многих выставках и побеждает в конкурсах, - рассказал мне заслуженный художник РФ, почётный академик Российской академии художеств, действительный член Петровской академии наук и искусств, секретарь Союза художников РФ Анатолий Костяников.

Да вы загляните в глаза нашего героя: всё тот же юношеский блеск, лукавая улыбка, за которой по-прежнему неиссякаемая жажда творчества и горячий темперамент настоящего грузина. А какие гордая осанка и аристократические манеры! Когда-то даже пустили слух, что Калмахелидзе - обладатель… княжеского титула.

- Было такое! Тем более что родился я в знаменитом местечке Авлабар в Тбилиси, прославленном великим художником Пиросмани и замечательным спектаклем «Ханума». Вот только отец мой был простым кочегаром, мама - русская крестьянка, - от души смеётся Гиви Дмитриевич.

Ещё в начале творческого пути Калмахелидзе проявил себя как тонкий думающий художник со своим взглядом на жизнь. В каждой его работе появляются скрытый подтекст, лёгкая ирония, несогласие слепо следовать какой-либо идеологической линии. Ему здорово повезло с учителями в Харьковском художественно-промышленном институте, где он постигал тайны графики: от ксилографии к линогравюре, от литографии к офорту. И к концу учёбы Гиви уже превратился в подающего большие надежды молодого художника. Калмахелидзе задумал свою дипломную работу как серию графических листов «Колхозники села Чутово на Полтавщине». Этакий свежий взгляд на советскую действительность. Названия работ говорили сами за себя: «Президиум», «Сельский оркестр», «Хор ветеранов», «Девчата. Сенокос», «Колхозные механизаторы».

Вот только в героях молодого графика не чувствовалось пафоса социалистического труда. Вполне реалистичные, изображённые с доброй иронией жители села Чутова: неказистые добрые колхозники, несуразный парторг в президиуме - все они привели в жуткое негодование одного из членов комиссии, профессора, заведующего кафедрой живописи. «И это героические труженики нашего советского села?» - кричал он на всю аудиторию, багровея от злости. Так Калмахелидзе и остался без красного диплома.

Правда, позже молодой художник узнал, что несколько его дипломных работ приобрёл Киевский художественный музей, а один лист его графики даже появился на выставке в Москве в залах Российской академии художеств.

В 1971 году после окончания института Гиви Калмахелидзе приехал по распределению в Орёл. С тех пор он очень удачно совмещает преподавательскую деятельность и творчество. Как-то я не удержался и спросил мэтра, как ему удаётся не раствориться полностью в своих учениках. В мудрых глазах художника мелькнули лукавые огоньки:

- Вообще-то, общение с молодёжью только придаёт сил. Искусство - оно, конечно, ревнивое, измен не прощает. Но я как-то договорился с ним и доволен судьбой.

Ещё бы ему быть недовольным! Ведь ни одна выставка орловских художников не обходится без его замечательных работ. Это и потрясающие серии, посвящённые святой для художника теме Великой Победы. В знаменитых офортах «Синий платочек», «Тёмная ночь», казалось бы, ничего не происходит: старинный патефон, набор заезженных пластинок, швейная машинка «Зингер», на которой мать обшивала детей в трудные военные годы. Но за всем этим - щемящая тоска и воспоминания о тяжёлых испытаниях, выпавших на долю народа. А какой глубиной правды и торжества наполнены графические листы «За Победу!», «Памяти советских воинов», «Верховный» и «Маршал Победы».

И как не вспомнить большой успех Калмахелидзе на фестивале-конкурсе изобразительного искусства памяти заслуженного художника России Станислава Косенкова в Белгороде. Жюри, рассмотрев несколько тысяч работ лучших мастеров из пяти областей Центральной России, единодушно присвоило диплом I степени орловскому графику за триптих: «Два монаха», «Две лодки», «Три колокола».

А сколько теплоты и нежности в рисованных портретах мастера: своих друзей, коллег по искусству, дорогих соседей и, конечно же, студентов. Гиви Калмахелидзе - непревзойдённый рисовальщик. Простой карандаш и белый лист бумаги в его руках творят чудеса.

- Карандашный рисунок - как детектор лжи: тут не соврёшь, не скроешься за какими-то техническими ухищрениями, тут всё по-честному, - говорит художник.

Самобытный талант Калмахелидзе сказывается и в акварелях. Его натюрморты и пейзажи прозрачно-невесомы, полны игры света и настроения.

И сегодня в свои восемьдесят лет Гиви Дмитриевич полон творческих планов. Поэтому пожелаем мастеру неуспокоенности и крепкого здоровья, чтобы все они воплотились в жизнь!

Автор: Александр Сергеев
27 мая 2021 08:48
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~sKGsv
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости