Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Бюджетная обеспеченность регионов и муниципальных образований: тенденции и проблемы

Бюджетная система страны создает финансовую основу выполнения государством своих властных полномочий. При этом региональные и, особенно, муниципальные бюджеты носят социально ориентированный характер, определяют комфортность проживания населения, формируют потенциал развития территорий.

Однако ситуация с формированием доходов бюджетов этих уровней на протяжении последних десятилетий остаётся крайне сложной.

Учитывая актуальность этой проблемы, Институтом прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной Службы при Президенте РФ (РАНХиГС) проведён анализ доходов и расходов бюджетов регионов в 2018 году. Исследования старшего научного сотрудника Института Александра Дерюгина свидетельствуют, что номинальный и реальный темп поста доходов региональных и местных бюджетов в прошедшем году достигли лучших значений с 2012 года.

Общий объём доходов консолидированных бюджетов в 2018 г. вырос на 15,2%, достигнув уровня 11,96% от ВВП. Основной вклад в такой результат внесли рост поступлений от налога на прибыль организаций (на 22,8% по сравнению с2017 г.) и межбюджетные трансферты (+22,4%), в то время как платежи по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), которые традиционно занимают наибольшую долю в региональных и муниципальных бюджетах, выросли гораздо меньше (+12,4%). Увеличение доходов от налога на прибыль в значительной степени связано с повышением цен на нефть, а НДФЛ - с исполнением майских указов Президента РФ от 2012 года, в результате которых темп роста зарплат работников бюджетной сферы в этот период опережал аналогичный показатель по экономике в целом.

Более быстрыми темпами росли доходы высокообеспеченных регионов. Если такая тенденция сохранится в долгосрочной перспективе, будет наблюдаться обострение регионального неравенства, для смягчения которого возникнет необходимость дальнейшей централизации финансовых ресурсов и их последующего перераспределения между регионами.

Профессор Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Ольга Попова отмечает, что существующая система закрепления налоговой базы за региональными и местными бюджетами, а также высокая дифференциация территорий по уровню социально-экономического развития не позволяют решить проблему межрегионального неравенства, поэтому роль трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности будет только увеличиваться.

В значительной степени решить проблему бюджетной обеспеченности может формирование благоприятного инвестиционного климата и активизация предпринимательства в регионах, поскольку развитие экономики позволяет полнее использовать налоговый потенциал субъектов федерации и муниципальных образований.


7 апреля 2019 21:36
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~gczmv
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости