Экономика по совету

Как уже сообщала наша газета, в минувший вторник в ОАО «Гамма» состоялось очередное заседание совета руководителей промышленных предприятий Орловской области.

Экономика по совету
Его тема была сформулирована так: «Развитие инвестиционной деятельности, направленной на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и рост импортозамещения — приоритетное направление в работе предприятий промышленности на современном экономическом этапе».
Экскурсия, которую вначале провёл по «Гамме» гендиректор предприятия Родион Гапонов, стала яркой и убедительной иллюстрацией к озвученной теме. Только так — регулярно вкладывая средства в модернизацию производства, в освоение современных технологий, можно сегодня повысить конкурентоспособность продукции и добиться успеха на рынке.
Суммы инвестиций, названные гендиректором «Гаммы», впечатлили участников заседания. С 2009 года на трикотажке вложили в техперевооружение производства около 200 миллионов рублей. Правда, здесь нужно оговориться. Эта внушительная сумма могла быть гораздо выше, но, к сожалению, ситуация на текстильном рынке в последние годы складывалась не в пользу отечественных товаропроизводителей. В среднем падение по отрасли составило порядка 15–20%. По словам Родиона Гапонова, эффективность инвестиционной деятельности в этот период была либо нулевой, либо отрицательной. Поэтому, например, за 2012–2013 годы сумма инвестиций составила лишь 15 миллионов рублей. Так, в 2012 году «Гамма» закупила в Японии всего десять вязальных автоматов. Почему не сотню? Помешал, как, на первый взгляд, парадоксально выразился гендиректор предприятия, рынок. Дело в том, что в настоящее время только 18% российского рынка лёгкой промышленности занимает отечественная продукция. Конкурировать с импортёрами в цене очень сложно, а с контрафактными производителями — практически невозможно.
— Чтобы поднять инвестиционную привлекательность предприятий, надо повысить привлекательность рынка, на котором они работают, — считает Родион Гапонов. — По данным Минпромторга, сегодня на нашем рынке лёгкой промышленности контрафакт составляет порядка 40 процентов. Если эту долю уменьшить хотя бы раз в десять, то инвестиционная привлекательность предприятий лёгкой промышленности резко возрастёт.
Но, констатировал гендиректор «Гаммы», сейчас у государства нет эффективных рычагов влияния ни на производителей контрафакта, ни на тех, кто им торгует. В таких условиях, по мысли Романа Гапонова, снижение налоговой ставки для инвестора на 3–4% вряд ли сможет значительно изменить ситуацию в лучшую сторону.
— Что касается законодательства, стимулирующего инвестиционную деятельность, то, к сожалению, его у нас в стране нет, — пессимистично заключил Родион Гапонов. Правда, тут же поправился: — Вернее, есть, но в полном объёме рассчитывать на льготы, указанные в законах (как федеральном, так и региональном), нельзя — всё зависит от наличия средств: повезёт — льготы предоставят, нет — значит, нет. Поэтому включать в бизнес-план использование предлагаемых законами льгот можно только в категории «риски».
Парадоксы импорто­замещения
А вот мысли гендиректора «Гаммы» по поводу импортозамещения оказались куда оптимистичнее.
— Если станет задача полностью заместить импорт чулочно-носочных изделий, то отечественная промышленность с этим вполне справится. И покупатели не ощутят ни дефицита, ни удорожания продукции. Конечно, произойдёт это не мгновенно, а в течение трёх — пяти лет. Но такую задачу нам пока никто не ставил, и вытеснению импорта с нашего рынка на деле не способствовал. Я надеюсь, что благодаря команде нового областного правительства наши надежды и чаяния будут услышаны там, где принимаются соответствующие решения, — заметил Роди­он Гапонов под аплодисменты участников заседания.
Управляющий директор ОАО «ГМС Насосы» Анатолий Дворядкин поддержал коллегу, определив как своевременный и стратегически верный провозглашённый президентом Владимиром Путиным и правительством страны курс на импортозамещение по важнейшим видам промышленной продукции. Ведь, с одной стороны, это позволит повысить уровень безопасности страны, а с другой, станет реальным стимулом для развития отечественного производства и, прежде всего, машиностроения.
Однако, считает Анатолий Дворядкин, роль государства в этом важном процессе должна быть усилена.
— Все свои инновационные и инвестиционные проекты мы финансируем сами, — сказал он.
Впрочем, деньги не самое главное. Насосостро­ителей куда больше беспокоит нездоровая конкуренция на рынке насосного оборудования. По словам Анатолия Дворядкина, у одного из производимых его предприятий насосов КПД составляет 72%, у аналогичного китайского — 58%. Что не мешает ему, китайскому, «свободно проходить через границу, получать сертификат соответствия, качества и спокойно присутствовать на нашем рынке». «В таких условиях работать очень тяжело. Раз провозглашён курс на импортозамещение, то госорганы должны более жёстко отслеживать такие моменты», — поделился управляющий директор ОАО «ГМС Насосы».
Врио губернатора Орловской области Вадим Потомский ещё раз напомнил, что есть совершенно чёткое указание президента страны о возможно полном импортозамещении.
— Нам нужно поднимать своё производство, — подчеркнул он. — Убеждён, что совместными усилиями мы этого добьёмся, потому что, я вижу, необходимый настрой у руководителей орловских предприятий есть. Главное, согласен, нужна чёткая и ясная программа поддержки отечественных товаропроизводителей со стороны государства. Со своей стороны мы будем всячески такую поддержку оказывать, в том числе и предоставляя налоговые льготы. Задача у нас одна — всемерно развивать все отрасли производства в Орловской области. У нас всё для этого есть: производственные мощности, трудовые ресурсы. Убеждён, что всё это у нас получится.
Льгототерапия
В самом деле, промышленное производство — основополагающая отрасль экономики. От того, как работают промышленные предприятия, как платятся на них зарплаты и налоги в бюджет, зависит благополучие жителей региона, его возможности финансировать социальную сферу, отметил заместитель председателя правительства Орловской области, руководитель блока финансово‑экономического развития Михаил Бабкин.
К сожалению, сегодня в бюджет области от промышленности поступает только 30% налогов, на неё приходится лишь порядка 20–25% валового регионального продукта. Численность занятых на промышленных предприятиях составляет всего 23% от общего количества работающих в Орловской области. За последние 20 лет это количество снизилось практически в два раза. «Для региона характерен миграционный переток высококвалифицированного персонала, который уезжает из области из-за отсутствия высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест», — констатировал Михаил Бабкин.
Каким образом «лечить» эту «болезнь», как оздоровить общую ситуацию в экономике региона? У власти, считает руководитель блока финансово‑экономического развития, должны быть верные лекарства, способные помочь промышленным предприятиям повысить инвестиционную привлекательность региона, увеличить ВРП, поднять заинтересованность предприятий в привлечении инвестиций для модернизации существующих производств. К сожалению, действовавшие прежде в регионе программы реформирования промышленности не дали ожидаемого эффекта.
Судя по всему, процесс «лечения» уже пошёл. Речь идёт о мерах инвестиционного налогового стимулирования. «Те льготы, которые мы сейчас намерены предоставить — по налогу на имущество, на прибыль — способны оказать положительный эффект на развитие промышленного сектора региона», — уверен Михаил Бабкин.
Численность занятых на промышленных предприятиях составляет всего 23% от общего количества работающих в Орловской области. За последние 20 лет это количество снизилось практически в два раза.
Подробно о мерах налогового стимулирования инвестиционной деятельности промышленных предприятий, работающих на территории Орловщины, рассказал руководитель департамента экономики Орловской области Юрий Есипов. Правительством области подготовлено два законопроекта, согласно которым работающие на территории нашего региона предприятия смогут получать налоговые преференции по двум налогам: на имущество и на прибыль.
Законопроект по налогу на имущество уже прошёл первое чтение в облсовете, второе будет в июне. В соответствии с новым законопроектом минимальный объём инвестиций для получения налоговых преференций составляет 100 млн.
рублей, и в такой случае предприятие вправе рассчитывать на получение льготы по налогу на имущество на 3 года. Свыше 250 млн. рублей до 3 млрд. — 5 лет, а свыше 3 млрд. рублей — 7 лет.
Отдельно предоставляются преференции для предприятий и инвестиционных компаний, планирующих реализацию своих инвестиционных проектов в муниципальных образованиях Орловской области с численностью населения менее 10 тыс. человек. Сегодня таких восемь: Сосковский, Корсаковский, Шаблыкинский, Хотынецкий, Новосильский, Знаменский и другие районы. При реализации инвестпроектов в этих муниципальных образованиях пороговое значение для получения налоговой льготы (на 5 лет)— 10 млн. рублей. Если объём инвестиций превысит 1 млрд. рублей — на 7 лет. Это сделано осознанно, дабы предоставить этим муниципальным образованиям определённые конкурентные преимущества.
Отдельная статья — предоставление преференций предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности. Тоже логично: более 38% областного промышленного производства приходится на эту отрасль. По законопроекту для таких предприятий при объёме инвестиций от 10 млн. рублей до 1 млрд. период льготы — 5 лет, свыше 1 млрд. — 7 лет.
Важный момент, на который обратил внимание Юрий Есипов: льготированию принадлежит именно имущество, созданное в результате реализации инвестиционного проекта. При этом предприятие должно обеспечить уровень зарплаты, равный трёхкратному прожиточному минимуму, установленному в нашей области на момент получения налоговой льготы. Например, сегодня он составляет 7355 рублей — значит, зарплата должна составлять 22065 рублей. Согласитесь, по меркам орловской действительности уровень довольно приличный. Недаром позже в ходе обсуждения этот пункт законопроекта вызвал оживлённую дискуссию среди участников заседания.
Конечно, предусматриваются преференции и для предприятий реального сектора экономики, которые проводят модернизацию или реконструкцию основного производства. При инвестировании от 10 до 30 млн. рублей льгота устанавливается на год, свыше 70 млн. — на 3 года.
Если областные законодатели поддержат этот законопроект, он вступит в силу с 1 января 2015 года.
Второй законопроект — о предоставлении льгот по налогу на прибыль — сейчас проходит процедуру согласования в правительстве Орловской области. Если льготы по налогу на имущество смогут получить любые компании, реализующие инвестпроекты в нашем регионе, то льгота по налогу на прибыль будет предоставляться только предприятиям обрабатывающей отрасли. Шкала для получения налоговых преференций такая: при объёме инвестиций от 100 до 500 млн. рублей предприятие имеет право на льготу по налогу на прибыль в размере 1,5% на 3 года, от 500 млн. до 3 млрд. — 3% на 5 лет, свыше 3 млрд. рублей — 4,5% на 5 лет.
Здесь также существенно снижено пороговое значение для предприятий, реализующих свой проект на территории муниципального образования численностью менее 10 тыс. человек. И отдельными получателями налоговых преференций являются предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности.
Для предприятий, которые реализуют не инвестпроект, а программу модернизации или реконструкции собственных производств, всё проще. Если объём инвестиций составит более 10 млн. рублей, предприятие получает льготу по налогу на прибыль в размере 1,5% на 2 года. Но… при этом необходимо выполнять уже упомянутое условие по средней зарплате. Кроме того, у предприятия не должно быть преференций облбюджета.
— Думаю, что льгота по налогу на прибыль наверняка многих заинтересует и поддержка со стороны правительства будет достаточно ощутимой, — резюмировал Юрий Есипов.
Взявший слово председатель регионального объединения работодателей «Объединение промышленников и предпринимателей Орловской области» Александр Гапонов посчитал, что сумма (уровень зарплаты, равный трёхкратному прожиточному минимуму) слишком значительна и будет сдерживать модернизацию производства. Поэтому лучше эту строчку из законопроекта убрать. Он сослался на областную программу поддержки промышленных предприятий, где вообще фигурировала средняя зарплата в 24 тыс. рублей. Неудивительно, что её участниками стали лишь несколько крупных предприятий нашего региона. «И программа села», — заметил опытный производственник.
Его активно поддержали в этом другие промышленники.
Однако внимательно следивший за дискуссией врио губернатора Вадим Потомский занял иную позицию. «Я понимаю, что ваша, руководителей промышленных предприятий, задача — платить меньше налогов, задача же власти — собрать максимум налогов. Поэтому для того, чтобы у нас было взаимопонимание, чтобы мы, как говорят в бизнесе, не играли в одну калитку, нужно договариваться — чтобы и нам было поинтереснее, и вам было покомфортнее, — пояснил Вадим Потомский. — Понятно, те, кто уже вышел за договорные рамки по уровню зарплаты своих работников, имеют право рассчитывать на иную стимуляцию».
Видя, что возникшие противоречия требуют более детального изучения законопроекта, Вадим Потомский предложил всем повнимательнее изучить этот документ. И потом собраться ещё раз и обговорить все спорные моменты. Чтобы, как сказал врио губернатора, система льготного налогообложения принесла максимальную пользу промышленному комплексу нашего региона, а не превратилась в «холостой выстрел».
Михаил Бабкин, заместитель председателя правительства Орловской области, руководитель блока финансово-экономического развития:
— В лице руководителей ведущих промышленных предприятий региона нам хотелось бы видеть не оппонентов, а заинтересованных партнёров, которые помогли бы сделать нашу область привлекательной для инвестиций.
Вадим Журихин, председатель совета руководителей промышленных предприятий Орловской области, директор Орловского филиала ЗАО «ГК «Таврида Электрик» — Орловский электромеханический завод:
— Вряд ли кто ожидает, что администрация области и руководители предприятий, собравшись вместе, взмахнут волшебными палочками и случится чудо: у власти появятся деньги, бизнес заработает — и будет всеобщее счастье. Формат общения в рамках совета руководителей промпредприятий — это способ поиска компромиссных решений, когда бизнес находил бы те формы взаимодействия, которые помогают ему решать собственные задачи эффективно и оптимально, а власть находила бы для этого достаточные ресурсы.
Автор: Николай Солопенко
6 Июня 2014 10:24

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений