Директор по защите активов Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов подчеркнул актуальность вопросов, связанных с ремонтом по ОСАГО, а также наличие недобросовестных практик и мошенничества, с которым сталкиваются страховые компании, финансовый уполномоченный и суды, и предложил участникам дискуссии обозначить основные возможности решения назревших проблем.
Дело в том, что выполнять ремонт автомобиля в существующих реалиях дефицита или полного отсутствия автозапчастей в соответствии с законом об ОСАГО становится всё сложнее. Эксперты сходятся во мнении, что законодательные изменения в части натурального возмещения при страховом убытке могут в значительной степени упростить жизнь автовладельцев и страховых компаний.
Директор по розничному страхованию АО «АльфаСтрахование» Александр Горин сообщил, что в последние три года отремонтировать автомобиль по ОСАГО в установленный законом срок - 30 дней - практически невозможно. «Многие автопроизводители покинули российский рынок, что привело к дефициту запчастей на их автомобили. Сегодня большая часть запчастей поставляется под заказ. Это всегда очень долго и сложно. Иногда получается, что приезжают и вовсе не те запчасти. На праворульные машины официальных запчастей в стране вообще нет. Поэтому организовать ремонт при страховом случае становится всё проблематичнее», - объяснил Горин.
Более того, количество станций технического обслуживания, с которыми страховщикам удаётся работать, продолжает снижаться. Чтобы оказать автовладельцам качественную услугу, страховщики предлагают внести поправки в закон об ОСАГО.
«Если человеку не хватает на ремонт выплаченной компенсации из-за вычета износа, то он может вернуться в страховую компанию, предоставив документы на отремонтированное ТС на выбранной им СТО в течение 9 месяцев и получить разницу по износу. Если нам удастся законодательно закрепить эту новеллу в рамках федерального закона №40-ФЗ, то компании станут охотнее ремонтировать автомобили, не опасаясь выйти за рамки закона, а сами страхователи смогут выбирать автосервис по собственному усмотрению и по итогам ремонта показывать страховой компании только чек и отремонтированный автомобиль», - рассуждает эксперт.
Также одним из наиболее острых вопросов в сфере автострахования продолжает оставаться мошенничество. Среди распространённых схем - умышленное ДТП, фальсификация события, страхование битых автомобилей, полная инсценировка ДТП, фальсификация обстоятельств ДТП.
«Сегодня у нас даже есть примеры, когда через портал «Госуслуги» нам направляют заявление, к которому прикладывают кейс, сфабрикованный чуть ли не искусственным интеллектом. К счастью, к решению подобных проблем оперативно подключаются региональные рабочие группы страховщиков по противодействию, а также МВД, прокуратура и ЦБ РФ», - сказал генеральный директор ГК «Зетта Страхование» Игорь Фатьянов.
Эксперты уверены, что эту проблему можно решить на законодательном уровне. В настоящее время в Госдуме проходят рассмотрение законопроекты, на которые страховщики возлагают большие надежды в части натурального возмещения и в части возможности для страховых компаний эффективно противодействовать мошенникам.