Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Влияние изменений в системе образования на развитие инновационной экономики в стране

Развитие экономики на инновационной основе связано с ростом числа организаций, которые внедряют технологические инновации (до 50% от общего количества организаций и предприятий), и ускорением процессов цифровизации как экономической, так и социальной сферы.

В этой связи Россия должна стать полноправным участником глобальных технологических процессов и активно поддерживать разработку и внедрение новых технологий внутри страны.

Однако по расходам на научные исследования и разработки наша страна отстаёт от большинства развитых зарубежных стран, выделяя на поддержку инноваций всего 1,1% от ВВП, что не позволит ей в ближайшем будущем совершить существенный рывок в инновационном развитии. Для сравнения, в Японии расходы на инновации составляют 3,14% от ВВП, в США - 2,7%, в Германии - 2,9%, в Китае - 2,1%.

В России, по сравнению с другими странами, отмечается низкий уровень инновационной активности частного сектора экономики. Большая часть средств на науку представляет собой средства государства. Основной причиной отсутствия роста инвестиций в инновационные проекты со стороны бизнеса является их низкая экономическая эффективность. Отечественные инновационные продукты обладают невысокой конкурентоспособностью на внутренних и внешних рынках, а слаборазвитая инфраструктура в сфере инноваций не способствует её росту. В результате этого инновационная активность отечественных предприятий находится на уровне 10%, что соответствует индустриальному, а не инновационному пути развития.

По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Людмилы Проняевой, доминирование государства в финансировании инновационного процесса, с одной стороны, позволяет централизованно сориентировать экономику на инновационные рельсы, а с другой стороны, приводит к бюрократизации процесса финансирования, распылению средств и их хроническому дефициту. Совершенствование системы финансирования инноваций должно быть направлено в первую очередь на диверсификацию источников, использование косвенных мер поддержки инновационного развития - налоговых инструментов, инновационных фондов, объектов инфраструктуры и т.д. Основными целями этого является мотивация бизнеса к самофинансированию инновационной деятельности, росту зависимости между объёмами производства и величиной инвестиций в инновационное развитие.

Мировая практика показывает, что основными генераторами инноваций являются университеты и их научные школы. Однако отечественные университеты по целому ряду направлений не представлены даже в первых двух сотнях международных рейтингов. Эти рейтинги вузов имеют значение не только как показатели уровня образования в стране, но и как объективный показатель способности государства целенаправленно поддерживать и развивать свой инновационный потенциал. Современные вузы в развитых странах создают вокруг себя инновационные предпринимательские экосистемы, привлекающие инвестиционный капитал - как  национальный, так и зарубежный.

Основной же проблемой отечественных вузов является отсутствие системы формирования компетенций использования высоких технологий. Данная система должна быть довольно гибкой для того, чтобы обеспечить кадрами растущие технологические рынки, а также быть способной «подталкивать» развитие этих рынков, выпуская профессионалов с навыками предпринимательства и командной проектной работы. Университеты должны стать полигонами развития цифровых технологий и через создание цифровой образовательной среды повысить качество подготовки специалистов, обладающих необходимыми навыками для успешной жизни в цифровую эпоху.

Фото: d-russia.ru
13 января 2020 14:08
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~89mEt
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости