Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

30 октября - день памяти жертв политических репрессий

Род Шеиных - один из древнейших и славнейших в русском дворянстве. Стоит вспомнить хотя бы воеводу Михаила Борисовича Шеина, защитившего Смоленск в ходе 18-месячной осады города поляками (1609-1611), а позже несправедливо обвинённого в измене и казнённого по приказу царя Михаила Фёдоровича.

На пользу России

Не менее героя-воеводы известен в истории первый русский генералиссимус Алексей Семёнович Шеин, удостоенный этого звания и золотого кубка Петра I за успехи во Втором Азовском походе (1696 год).

Шеины значились в дворянских родословных книгах нескольких губерний Российской империи, в том числе в Тульской. Имение коллежского секретаря Павла Васильевича Шеина находилось в сельце Колпна Новосильского уезда (в 1925 году этот уезд был передан из Тульской в Орловскую губернию).

Усадьба располагалась в живописном месте, на берегу речки Колпна, притока Зуши (не путать с современным райцентром Колпной). Позже населённый пункт получил название по фамилии владельцев (в настоящее время, к сожалению, деревня Шеина Новосильского района полностью вымерла).

У Павла Васильевича и Натальи Акимовны Шеиных родились десять детей, многие из которых принесли пользу России - каждый в своей сфере деятельности. Я поведу речь о Василии Павловиче Шеине, появившемся на свет 30 декабря 1870 года в родовом имении Колпна последним по счёту ребенком.

На службе царю и Отечеству

Родители Василия воспитывали его в духе русских православных традиций, и сам он незадолго до своей мученической кончины вспоминал, что «в церкви с детства, постоянно около церкви вращался, с ней сроднился».

В отличие от старшего брата Сергея, выбравшего дорогу военного моряка и героически погибшего в Цусимском сражении во время русско-японской войны, Василий в 1886 году поступил в Императорское училище правоведения - одно из самых престижных учебных заведений Российской империи. В него принимались юноши от 12 до 17 лет, только из потомственных дворян, а всего воспитанников было не более ста. Шеин все годы обучения шёл в числе первых учеников, и 14 мая 1893 года был выпущен из стен училища с золотой медалью и с чином IX класса (титулярного советника, что соответствовало военному чину штабс-капитана пехоты или штабс­ротмистра в кавалерии, давая возможность получить личное дворянство тем, кто его не имел).

Как выпускнику, окончившему учебное заведение с отличием, Василию Шеину представилась возможность занять высокую административную должность. В течение 20 лет он работал в Правительствующем Сенате помощником обер-секретаря и в Государственном Совете помощником статс-секретаря - то есть был одним из высших чиновников Российской империи.

Когда в мае 1905 года произошла Цусимская трагедия, Василий Павлович тяжело переживал случившееся, тем более что погиб его старший и любимый брат Сергей Шеин, командир броненосного крейсера «Светлана». Помощник обер-секретаря Правительствующего Сената Василий Шеин стал одним из самых активных членов оргкомитета по сбору средств на постройку храма в память о погибших в русско-японской войне моряках («Спас на водах» - так в народе стали называть этот храм).

Память о родном брате Василий Шеин увековечил и лично, открыв в городе Новосиле (по другим данным - в родовом имении Колпна) двухклассное училище имени капитана 1-го ранга С. П. Шеина. Оно действовало вплоть до революции.

В 1912 году от Тульской губернии (напомню, что Новосильский уезд входил тогда в её состав) Шеин был избран в члены Государственной думы IV созыва, на первом заседании которой он стал одним из пяти товарищей (помощников) секретаря думы И. Дмитрюкова. Будучи убежденным монархистом и честным русским человеком, Василий Павлович примкнул в думе к фракции националистов и умеренных правых, уклоняясь, впрочем, от активной политической борьбы и работая в комиссии по церковным делам. Вот как в дореволюционном думском справочнике охарактеризовали его: «Дворянин, националист, умеренно правый. Наделён обострённым чувством справедливости, крайне религиозен. В думе преимущественно занимается делами церкви, морали и нравственности. Разделяет взгляды Прогрессивного блока…».

Василий, он же - Сергий…

Февральская и Октябрьская революции резко изменили жизнь всей России и самого Василия Павловича Шеина.

В 1917 году он был избран членом Поместного собора Российской церкви и в течение двух лет нёс ответственные и хлопотные обязанности секретаря собора. В эти смутные годы, в отличие от многих «заблудших душ», быстро отшатнувшихся от русских православных традиций, Василий Шеин входил в жизнь церкви всё глубже и глубже.

В конце августа 1920-го он принял монашеский постриг и был наречён в честь преподобного Сергия Радонежского. И так уж случилось, что новым своим именем Василий Шеин опять прикоснулся к памяти нежно чтимого им брата-героя. В последующих документах советского периода очень часто священнослужителя В. П. Шеина именовали Сергеем Павловичем (по его духовному имени). Вскоре он был рукоположен во иерея и возведён в сан архимандрита.

А в апреле 1921 года отец Сергий стал настоятелем Петроградского Патриаршего Троицкого подворья на Фонтанке. Ему в то смутное время приходилось сполна нести тяготу настоятельства. О том, в каких условиях доводилось отцу Сергию проходить своё нелёгкое послушание, свидетельствует его письмо от 13 сентября 1921 года наместнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Крониду, в котором отец Сергий сообщает о том, что «…благодаря Господа Бога и за молитвы преподобного Сергия « на подворье все благополучно. «Не волнуйтесь, - пишет он далее, - многими тревогами о подворье и подворской братии. Уповаю, что преподобный пропитает негодных своих монахов. В большой комнате поставил плиту, кафельную. Надеюсь помаленьку и что-нибудь варить на ней братии». Тягота настоятельства усугублялась долгом семейным: отец Сергий, сам перенесший тяжёлую болезнь, оказался единственным помощником двум старшим сестрам, оставшимся без службы и средств к существованию.

«…Жалею вас и молюсь за вас…»

Зимой же 1922 года начались события, которые вскоре привели к трагическому финалу отца Сергия и некоторых его «братьев по промыслу Божию».

23 февраля постановлением ВЦИК было узаконено насильственное изъятие всех драгоценных церковных предметов, не исключая священных сосудов. Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин отказался благословить верующих на какое-либо содействие этому процессу.

Это и послужило для гражданской власти поводом к решительным действиям. 29 мая 1922 года в помещении епархиальной канцелярии митрополит был арестован. Вместе с отцом Вениамином на скамью подсудимых были посажены ещё 85 человек, которых обвинили в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Четырнадцати из них, в том числе настоятелю Троицкого Патриаршего подворья архимандриту Сергию (В. П. Шеину) были предъявлены обвинения по статьям 62 и 119 Уголовного кодекса, предусматривающим высшую меру наказания.

10 июня 1922 года в Петрограде начался процесс, который можно было с уверенностью назвать позором «революционного правосудия». Нелепость и недоказанность обвинений, попрание элементарных гражданских норм и многое другое видели не только отец Сергий с его уровнем образования и опытом многолетней деятельности, но и все остальные подсудимые. Можно только предполагать, какие чувства вызывал у юриста Василия Шеина происходящий на судебном заседании спектакль.

Давая показания, отец Сергий был исполнен чувства глубокого внутреннего достоинства, но без малейшего намёка на высокомерие и презрение к лицам, так этого заслуживавшим. Его ответы судьям и обвинителям были спокойны и точны.

4 июля перед вынесением приговора подсудимым было предоставлено последнее слово. По воспоминаниям очевидцев, последнее слово отца Сергия Шеина произвело сильное впечатление. Он нарисовал картину аскетической жизни монаха и сказал, что, отрешившись от суеты мира, отдал всего себя внутреннему деланию и молитве. «Единственная слабая физическая нить, - говорил он, - связывает меня с сей жизнью. Неужели же трибунал думает, что разрыв и этой последней нити может быть для меня страшен? Делайте своё дело. Я жалею вас и молюсь за вас».

Революционный трибунал объявил смертный приговор десяти подсудимым, среди которых был и архимандрит Сергий. 10 августа 1922 года в «Известиях» было напечатано сообщение о помиловании шести приговорённых к смертной казни. Но митрополита Вениамина, архимандрита Сергия, Ю. П. Новицкого, И. М. Ковшарова среди них не было.

В ночь на воскресенье 13 августа обритых и одетых в лохмотья - чтобы их не опознали и не отбили у конвоя питерцы, приговорённых отвезли на станцию Пороховые по Ириновской железной дороге и расстреляли.

В последние минуты перед кончиной отец Сергий громко молился: «Прости им, Боже, не ведают, что творят…» Так закончил земную жизнь брат героя Цусимы…

В 1992 году архимандрит Сергий (в миру - Василий Павлович Шеин) был причислен к лику новомучеников Русской православной церкви.

Александр Полынкин,

писатель, краевед

30 октября 2021 11:54
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~9SO3q
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости