И неудивительно, что от них в восторге мальчишки и девчонки, а также их родители не только в России, но и во всём мире.
На днях знаменитый московский художник-иллюстратор Евгений Антоненков побывал в Орле, где вместе с детскими писателями стал почётным гостем и участником VI Всероссийского фестиваля детской книги.
После встречи с детворой в Орловском театре кукол он не упустил возможности встретиться с юными талантами из детской художественной школы изобразительных искусств и ремёсел и провести мастер-класс. Безусловно, это стало приятным сюрпризом и настоящим событием для орловских ребят. И пока вся эта разновозрастная толпа юных гениев с красками, карандашами и художественными альбомами заполняла до краёв огромный выставочный зал детской школы, мне удалось лично познакомиться со знаменитым московским гостем. Хотя заочно знаю Евгения Антоненкова уже давно и восхищаюсь этим добрым, остроумным фантазёром-сказочником. Спасибо моим четырём внучкам!
Пока они подрастали, мы поочерёдно знакомились с его удивительными иллюстрациями - начиная с «Репки», потом «Мухи-цокотухи» Чуковского, полюбили его Ёжика с чёлкой из знаменитой сказки Сергея Козлова. И дошли до Гоголя с его «Ночью перед Рождеством». А были ещё и совершенно роскошные и фантастические герои сказок Пушкина. А его прелестные и поучительные акварели к «Дневнику умной собачки Сони» Андрея Усачёва!
И тут совершенно понятно, как художник любит, понимает своих героев и своего читателя, особенно печётся, чтобы и ребёнок, и его родители не скользили скучающим взглядом по книжным полкам.
Ведь не секрет, что в детстве мы начинаем любить книжку с картинок. А рисунки Евгения Антоненкова цепляют, удивляют, в них столько юмора и добра, что хочется листать и листать, чтобы узнать, чем всё закончится.
- Мне нравится экспериментировать в разных техниках и материалах, создавая и придумывая какие-то совершенно новые формы. Тогда рождаются живые, динамичные сюжеты, в которых главное - свежесть, фантасмагория и сплошной полёт фантазии, - приоткрыл секреты своей творческой кухни знаменитый художник.
Родился Евгений Антоненков в Серпухове в семье технарей.
- Тогда чьи же гены, в кого такой талант? - спрашиваю художника.
После короткого раздумья Евгений Абрамович расплывается в хитрой улыбке:
- Вспомнил: в деда! Был у меня во Франции дед Оскар, живым я его не застал, но, говорят, был жутко талантлив: играл на разных инструментах, рисовал и много читал.
Вот и Евгений в детстве много читал, особенно «Библиотеку приключений», очень любил рисовать и тоже увлекался музыкой. Даже думал сделать её своей профессией. Но после окончания Загорского училища игрушки попал в Московский полиграфический институт, где понял: любовь к книге и рисованию даёт восхитительный результат.
А благодаря неординарному мышлению, буйной фантазии и умению трудиться спустя годы в нашей стране появился удивительный художник-иллюстратор Евгений Антоненков. Он постоянный участник престижных международных выставок, обладатель диплома «Книга года» (2008 г.). Дважды номинирован на Международную премию Астрид Линдгрен. Был главным художником издательств «Росмэн» и «Махаон».
Сегодня - свободный художник. И всегда - нарасхват! Многие издательства России, США, Англии, Франции, Италии, Испании просят поработать на них.
- И какой последний заказ, Евгений Абрамович?
- Для одного издательства из Дании готовлю иллюстрации к сказкам Андерсена. Работаю с наслаждением!
- И всё же как вы нашли свой фирменный стиль?
- Придумать свой стиль невозможно! Вспомните Анну Ахматову: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Стиль приходит сам - через тонны испорченной бумаги, через бессонные ночи. Но прежде вам нужно опереться на предшественников, на всё мировое искусство. А потом найти в нём малюсенькую щёлочку для себя.
- А как вы придумываете своих героев?
- Как правило, первые мысли и эскизы в работе над книгой всегда стандартны и банальны. А знаете, кто самый лучший выдумщик? Жизнь!
Долго не мог придумать царя Дадона к «Сказке о золотом петушке». И вдруг на рынке увидел мрачного человека - борода лопатой и нос крючком. Ну, в самый раз - Дадон! А субтильный юноша с белыми прямыми волосами и длинным носом из московской подземки мне очень подошёл на роль Гвидона из «Сказки о царе Салтане», - подытожил нашу беседу Евгений Антоненков.
А моего героя уже с нетерпением ждали юные таланты.
- Ох, как вас много! - с радостным удивлением заметил художник.
И вместо приветствий и долгих речей сразу предложил заняться делом - рисованием:
- Вот и задание: вы - обитатели таинственной планеты, которую населяют фантастические существа, не имеющие ничего общего с земными. Через полчаса покажите мне их. Хочу посмотреть, как вы неординарно умеете мыслить.
И каждый из присутствующих в зале решил доказать московскому гостю свою творческую состоятельность - все трудились от души!
Рядом со мной настоящее чудо сотворили девятилетняя Кира Глазкова и десятилетняя Соня Щелкунова: их фантастические создания - что-то среднее между рыбой, слоном, мухой, котом и змеёй - поражали воображение.
А знаменитый художник был строг и справедлив: старания - на пять, результаты - на твёрдую троечку. А потом ребята засыпали Евгения Антоненкова вопросами и сошлись в главном: и в XXI компьютеризированном веке нет ничего лучше, чем хорошая книга с удивительными картинками.