Данный Федеральный закон был разработан в рамках дорожной карты «Трансформации делового климата» в сфере интеллектуальной собственности.
До принятия данного закона Гражданский кодекс устанавливал ограничения на право получения товарного знака, которым могли обладать только юридические лица или индивидуальные предприниматели (ИП).
По данным Минэкономразвития РФ, в 2021 году в Роспатент поступило более 100 000 заявок на регистрацию.
В 2022 году в Роспатент поступило 112 тысяч заявок на товарные знаки. Прирост тогда составил 4,7% именно за счет российского бизнеса. Отечественные компании стремились занять освободившиеся ниши и конкурировать с западными, особенно в сегментах фармацевтики (доля 13,5%), одежды и обуви (18,8%), электроники (16,7%), бытовой химии и косметики (15%), хлебобулочных товаров (13,5%).
С начала 2023 года подача заявок на товарные знаки выросла на +23,1% (всего подана 51 241 заявка). По национальной процедуре подано 46 800 заявок (+33,1%) из них, российские заявители подали 43 160 заявок (+35,2%) иностранные заявители подали 3640 заявок (+12,2%) по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
С 29 июня 2023 года самозанятые могут регистрировать товарные знаки. Это право получили и иностранные граждане, занимающиеся предпринимательством в РФ, без подтверждения статуса ИП.
По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Геннадия Мартынова, соответствующее нововведение это яркий пример того, как предложение бизнеса нашло поддержку государства. Большая работа в рамках принятия соответствующего закона была проделана Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Советом Федерации.
Закон дает право регистрации товарного знака и самозанятым, так как отдельными видами предпринимательской деятельности россияне могут заниматься и без регистрации в качестве ИП.
В настоящее время в России зарегистрировано 7 миллионов самозанятых. Товарные знаки пользуются спросом у предпринимателей. Они подчеркивают уникальность товаров, на которые нанесены, и способствуют формированию их дополнительной стоимости за счет узнаваемости продукта, его качества и других потребительских характеристик. Кроме того, товарные знаки становятся все более востребованными из-за требований к их наличию маркетплейсами. Это обеспечивает, в том числе, защиту конечного потребителя от контрафакта. В связи с этим все средства, которые инвестируются в создание и регистрацию товарного знака, многократно окупаются.
После вступления закона в силу (ранее граждане, не являющиеся ИП, не могли их зарегистрировать) у россиян появился дополнительный инструмент для развития личных брендов. Мера эта очень важна - она позволит продвигать товары и услуги самозанятых, а также повысит шансы на принятие решения банками о выдаче кредитных средств на развитие бизнеса.
Граждане смогут повысить узнаваемость своих брендов на рынке и конкурировать наравне с компаниями и ИП. Изменения позволят обеспечить равенство правового положения российских и иностранных граждан в части возможности осуществления ими исключительных прав на товарный знак.