Мобильные приложения, роботы и чат-боты все чаще заменяют людей. Да и сами банки для привлечения все большего количества клиентов используют инновационные банковские продукты и услуги, так, например:
1. Банки активно наращивают базы клиентов, передавших биометрические данные, и предоставляют им особые условия обслуживания (больший лимит на снятие наличных, ниже ставка по кредитам и т.д.).
2. Представление детализации затрат по категориям в виде выписки в формате Excel, отражая отдельно онлайн- или офлайн-покупки.
3. Оплата счета по команде через голосового помощника.
4. Возможность использования цифрового рубля, что создает стимулы для развития платежных инноваций, приводит к снижению издержек для потребителей и усиливает конкуренцию российских банков и т.д.
Кроме того, меняется роль и банковского офиса. В инновационном офисе «Сбера» подключили биометрию и отказались от привычных стоек и касс. Общение с клиентами теперь за круглыми столиками, как в кофейне. А Phygital-офис «Альфы» распознает лица клиентов-посетителей и сразу передает всю информацию о них сотрудникам банка. В офисе нет бумажных носителей и фиксированных рабочих мест.
Исходя из этого, по оценкам специалистов треть рабочих мест в банковском секторе исчезнет до конца следующего десятилетия.
Как считает эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Светлана Орлова, уже сейчас можно назвать профессии банковской сферы профессиями будущего, которые при дальнейшем быстром развитии цифровых технологий и инноваций будут востребованы в данной отрасли. К таким профессиям следует отнести: специалист по аналитике данных (предоставляет информацию о том, когда, почему и как клиенты пользуются банковскими продуктами); разработчик приложений для интерактивного общения с пользователем (должен проводит исследования, какие продукты нужны клиентам и в каких ситуациях); психолог-когнитивист (должен понять потребителей и предсказать, насколько важными и значимыми будут для них те или иные банковские продукты); специалист по алгоритмам оценки рисков (должен оценивать риски на основе сложных формул в режиме реального времени).
Поэтому в настоящее время нужно работать над повышением цифровой грамотности, быть готовым постоянно самосовершенствоваться и адаптироваться под быстро меняющийся мир.