В честь этого журналиста «Орловской правды» названа улица в Северном районе Орла, его имя - на мемориальной доске в Доме печати, где перечислены фамилии журналистов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Сергей Лукич Беляков родился в Орле, окончил школу-девятилетку №8 (здание школы находилось в районе современного «Трансагентства» у Красного моста). Воспитанный уже в духе комсомольской активности и боевитости, он пришёлся ко двору в газете «Орловская правда», где как раз требовались молодые беспокойные репортёры. Писал статьи, очерки и репортажи. Журналисты тогда были не просто фиксаторами событий - они непременно хотели находиться в их центре, на переднем крае. 26 августа 1929 года в «Орловской правде» было напечатано открытое письмо «В ответ на провокацию китайской военщины - вступаем добровольцами в Красную Армию». В числе подписавших это заявление был и Сергей Беляков.
С начала 1930-х годов работал в архангельских и вологодских газетах, издал две небольшие книги. Сергей Беляков не привык подолгу оставаться на одном месте. Летом 1934 года, когда была образована Курская область, приехал в Курск, ближе к родным местам (Орёл тогда входил в состав Курской области). Был сотрудником областной комсомольской газеты «Молодая гвардия». Журналист Михаил Шибалис, вспоминая о совместной работе в этой редакции, писал: «Серёжа был старше и опытнее, успел поработать в газетах на Севере, писал интересные очерки и рассказы. Несколько месяцев мы квартировали у одной хозяйки. Жили, что называется, душа в душу. И работали в одном кабинете. Я учился у него взвешивать каждое слово. Стилист он был отменный. Не любил Сергей всякие кампании, агитки, скоротечные поделки. Упорно отстаивал своё право писать не спеша, описывать людей, а не мероприятия. Ему прощали это, так как любили его мягкий характер, добрую усмешку. Люди, их труд, их судьбы - о них писал тепло и вдумчиво».
В 1938 году Беляков вернулся в Орёл (в сентябре 1937-го была создана Орловская область, и в Орле появилось много вакансий для творческих людей: расширился штат «Орловской правды», были организованы новые газеты, книжное издательство и т.д.). Увлечённо собирал сведения об истории города, взялся писать книгу на эту тему.
Книга об Орле вышла в свет весной 1939 года. Новинка была замечена не только местными читателями, но и в Москве. Рецензию на неё написал Андрей Платонов. Без сомнения, через несколько лет была бы подготовлена к печати новая книга Сергея Белякова, где были бы учтены все замечания и пожелания. Но планам помешала война.
Сергей Беляков рвался на фронт, но его не призывали. И тогда он отправился туда… с командировочным удостоверением редакции «Орловской правды», тем более что с августа 1941 года линия боёв пролегла уже по территории Орловской области. Сергей был вместе с бойцами в окопах и землянках Брянского фронта, опубликовал в «Орловской правде» серию очерков «Рассказы о героях». Вернувшись в Орёл, работал в редакции до того момента, когда фашистские танки загрохотали по улицам города. Уходил на восток уже под вражеским огнём.
«Орловская правда» эвакуировалась в Елец, редакция буквально через день начала здесь выпуск газеты. Михаил Шибалис, работавший сотрудником фронтовой газеты «На разгром врага» (редакция располагалась также в Ельце), помог Белякову перейти на работу в газету 13-й армии «Сын Родины»: первый состав редакции почти полностью погиб в октябрьском окружении. В армейской газете оказалось много друзей по Курску: «Михаил Кочевой, Абрам Ришин, Сергей Петров, Анатолий Мерман встречают Белякова шумно и радостно. Вышли из окружения и вливаются в армейскую редакцию московские поэты Михаил Луконин и Сергей Наровчатов. Беляков в шинели и шапке выглядит бодрым, посвежевшим».
Боевые позиции частей 13-й армии располагались на юго-востоке современной Орловской области. Сергей Беляков хорошо знал эти места в районе Ливен. Орловский летописец, теперь он стал и фронтовым журналистом: уже не по старым книгам и не по архивным документам, а по горячим следам писал героическую историю родного края.
В январе 1943 года отважный журналист был награждён медалью «За боевые заслуги». В наградном листе указывалось, что Беляков «проявил себя как энергичный, инициативный и не боящийся трудностей военный корреспондент… 4 мая 1942 года в районе деревни Шиловка тов. Беляков работал среди бойцов 498-го полка 132-й стрелковой дивизии во время огневых налётов вражеской артиллерии. 28 июня с. г. в условиях напряжённых боёв и отражения танковых атак противника тов. Беляков организовал материалы о мужестве и героизме наших бойцов. Благодаря его быстрой и полной информации бойцы и командиры 13-й армии своевременно узнали о героических подвигах истребителей танков - Инзбурга, Дугова и Медведева».
Рассказывая в армейской газете о боях, Беляков находил время для того, чтобы подготовить материал о красноармейцах-героях и для читателей «Орловской правды». В беглых зарисовках под общим заголовком «Освободители», опубликованных в областной газете в марте 1943 года, он рассказал о трагедии в деревне Фёдоровке: «Фашисты врывались в хаты, вытаскивали оттуда женщин, стариков, детей и загоняли их в комендатуру. Скоро дом был до отказа забит перепуганными людьми. Те, кому удалось ускользнуть от облавы, видели, как немцы заколотили двери и окна толстыми досками, обложили дом соломой и облили керосином. И те, кто видел эти приготовления, и те, кто был загнан в дом, поняли, какое жуткое злодеяние готовили немцы. Деревня огласилась воплями женщин, проклятиями стариков, плачем детей».
Спасли людей от неминуемой смерти ворвавшиеся в село красноармейцы. И здесь автор не пытался составить какое-либо художественное описание этой запомнившейся навсегда встречи, сказал просто, как очевидец события: «Никакими словами не расскажешь, никакими красками не изобразишь того ликования, с каким освобождённые от смерти люди встретили своих спасителей».
Вторая зарисовка - о том, как немцы гнали из села Набережного в рабство около ста русских девушек и молодых женщин. Наступающие наши бойцы услышали женский плач и решительно рванулись вперёд: «Немецкие автоматчики бросились наутёк, но ни один из них не ушёл от расплаты. Радостные крики огласили дорогу, по которой уже никогда больше не пройдут немецкие палачи».
Он писал в «Орловской правде»: «Мы идём вперёд, и тысячи советских людей, освобождённых от немецкого рабства, встречают радостно доблестных красных воинов». На том самом здании, фото которого когда-то украсило обложку книги Сергея Белякова об Орле, 5 августа 1943 года был поднят флаг освобождения.
Военный журналист прошагал сотни километров фронтовых дорог. Он был неутомимым летописцем подвига: сначала литературным сотрудником армейской редакции, затем занял должность писателя (была такая в газетах военной поры), ответственного секретаря. В наградном листе, представлявшем его к ордену Красной Звезды (награду вручили в ноябре 1943-го), отмечалось: «Честно и добросовестно выполняет служебный долг. Свой опыт газетной работы тов. Беляков отдаёт газете. Всемерно трудится над улучшением её оформления и содержания».
В феврале 1945 года Сергей Беляков окончил в Москве курсы Главного политуправления Красной Армии и получил назначение в редакцию газеты 3-й гвардейской армии. Уроженец Брянщины известный поэт и редактор Николай Грибачёв вспоминал: «Сергей Беляков прибыл к нам в редакцию газеты «Боевой товарищ» в марте 1945 года… Пробыл он в редакции около недели, всем очень понравился - хороший товарищ, мягкий, раздумчивый человек». Грибачёв с Сергеем Беляковым и писателем Никитой Шумило отправились в полк, штаб которого располагался на берегу реки Одер, в помещичьем имении в деревне Цюхен. Неожиданно немецкие самоходные орудия открыли шквальный огонь по усадьбе. Сергей Беляков был ранен в голову и грудь и вскоре умер. Множественные ранения получил Никита Шумило.
В редакции, как вспоминал Грибачёв, все очень тяжело переживали смерть Белякова, вспоминали его как чудесного товарища и человека. Посмертно он был награждён орденом Отечественной войны I степени.