Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Легализация самозанятых в России

Проблема повышения налоговых доходов бюджетной системы России находится в зоне постоянного внимания органов государственной власти всех уровней.

С недавних пор в сферу фискальных интересов власти попали самозанятые граждане - физические лица, не имеющие работодателя и наемных работников, но получающие постоянный или периодический доход от производства товаров, реализации продукции или оказания услуг. Учитывая актуальность налоговых новаций, их значимости для снижения роли теневой экономики в России, Центр социально-политического мониторинга Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС провел социологический опрос, посвященный оценке самозанятости на отечественном рынке труда.

Результаты опроса показали, что численность самозанятых в Российской Федерации в настоящее время составляет 16-17 миллионов человек, или почти четверть от всех работающих. При этом без официального оформления своей профессиональной деятельности по основной работе трудится 53,3% самозанятых. И если в 2001-2017 гг. практически каждый второй работник  помимо основного места деятельности имел дополнительные доходы «на стороне», то в 2019 г. их доля снизилась до 27,6%.

Среди самозанятых по дополнительной работе без оформления трудятся 72,8% (в 2016 г. - 68,2%). Максимальное число таких граждан вовлечены в торговлю и строительство (по 10%),  рынок недвижимости, репетиторство и сельское хозяйство (по 7%), авторемонт (6%), частный извоз и ремонт бытовой (компьютерной) техники (по 5%).

Общее количество самозанятых, работающих без официального соглашения с заказчиком или уполномоченными органами, в 2019 г. составило 64,1% (2016 г. - 61,8%) от количества всех самозанятых, что в абсолютных величинах соответствует примерно 10-11 млн работников.

Эксперт кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС, профессор Ольга Попова отмечает объективную необходимость легализации самозанятых граждан. В настоящее время новый налоговый режим применяется в 23 регионах России (Орловская область в их число не входит), а с 1 июля 2020 года его можно будет использовать по всей территории страны.

При этом в качестве основных спорных моментов нового подхода к выводу самозанятых «из тени» (без учета организационных моментов) можно назвать следующие противоречия:

1. Уровень налогового бремени достаточно низок (4% от размера выручки при оказании услуг физическим лицам и 6% - если потребителем выступает юридическое лицо). При этом возможно получение вычетов от величины указанных ставок в размере соответственно1% и 2% в пределах 10 тысяч рублей. То есть, де-факто уплачивать придется соответственно 3% и 4% сдохода до тех пор, пока сумма экономии не составит 10 тысяч рублей.

Одновременно, эти условия действуют до того момента, пока размер дохода самозанятого не составит 2,4 млн руб. Если лимит будет превышен, налогоплательщику придется перейти на иные налоговые режимы (основную или упрощенную системы налогообложения, единый налог на вмененный доход). Если сам налогоплательщик не определится в этом вопросе, он автоматически будет переведен на основную систему налогообложения.

2. Освобождение официально зарегистрированных самозанятых от уплаты взносов в Пенсионный фонд России, фонды обязательного медицинского и социального страхования, безусловно, снизило налоговую нагрузку на эту категорию налогоплательщиков, при этом абсолютно лишило ее социальной поддержки со стороны государства (за исключением обязательного медицинского обслуживания). Поэтому обострилась проблема гармонизации пенсионного и налогового законодательства в этой сфере.

3. Уровень доверия к стабильности финансово-экономической и социальной политике государства после экстренной пенсионной реформы, введения налогов на самозанятых, сбор дикоросов и иные ужесточения в рамках обложения граждан существенно снизился. Поэтому темпы роста легализации доходов, получаемых в теневом режиме, не соответствуют ожидаемым.

Таким образом, финансовые последствия налогообложения самозанятых граждан можно будет ощутить только через 5-10 лет. Если государство в очередной раз изменит правила налогообложения этой категории населения, пенсионного страхования и обслуживания, теневая экономика получит очередной стимул для своего развития, а налогоплательщики увеличат усилия по сокрытию своих доходов и фактов осуществления неофициальной предпринимательской деятельности.


Фото: gurutrade.ru
18 февраля 2020 10:42
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~tflIb
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости