Маркировка товаров: необходимость или обязательность?

С 2019 года в Российской Федерации по некоторым группам товаров начала действовать обязательная маркировка. Существующие системы маркировки товара: алкоголь и меховые изделия.

Маркировка товаров: необходимость или обязательность?

Планируемые к маркированию: лекарственные препараты, табачная продукция, продукция животного происхождения, одежда и обувь, косметика и парфюмерия, ювелирные изделия, шины, фотооборудование и некоторые виды других товаров.  Цель маркировки - борьба с контрафактом и отслеживание перемещения товаров по территории России. В настоящее время доля незаконного оборота продукции составляет порядка 35% в лёгкой промышленности, 25% - минеральная вода и столько же в молочной продукции, 20% в парфюмерии и косметике, порядка 10% лекарственных препаратов и 8% табачной продукции. Ещё в декабре 2017 года Президентом РФ было одобрено создание Единой системы сплошной маркировки и прослеживаемости товаров.

В планах Правительства России осуществить маркировку товаров повсеместно по всем видам товаров до 2024 года. Оно утвердило модель функционирования системы маркировки и перечень из 10 товарных групп. По поручению председателя правительства РФ к 2024 году создаётся сквозная система маркировки товаров контрольными идентификационными знаками. Со стороны государства предполагается сокращение нелегального оборота товаров, рост собираемости таможенных и налоговых платежей, в том числе акцизов, повышение прозрачности товарных рынков и качества инструментов государственного контроля, формирование статистической информации в масштабе всей страны.

Однако перед потребителями услуг возникают сразу некоторые препятствия. Во-первых, для просмотра качества товаров, производителя, состава товаров и срока годности необходимо специальное программное обеспечение «Честный ЗНАК», работающий через QR-код. Во-вторых, применение маркировки товаров, которое является разрешительным элементом и выдается только при подтверждении права производства товаров вызовет неизбежный рост их стоимости порядка 10%.

По мнению эксперта кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления - филиал РАНХиГС Ирины Кружковой, следует внедрить систему отслеживания маркировки товаров в каждой организации занимающейся реализацией товаров конечному потребителю на территории России, так как не всегда пользователи (покупатели) товара обладают техническими возможностями для оценки характеристик маркированного объекта. При этом внедрение маркировки товара имеет также определённые положительные моменты. Так, применение качественных товаров, которые подтверждены маркировкой (по аналогии с ГОСТами) позволит защитить жизнь и здоровье граждан. Посредством маркировки возможно ведение общественного контроля покупателями, а также осуществлять права по защите прав потребителей.

При создании цифровой платформы маркировки товаров возникает ещё один субъект хозяйствования, который также зависим от неё. Это бизнес. Преимуществами внедрения маркировки товара для коммерческих структур является повышение конкурентоспособности «белых» участников рынка за счёт сокращения доли незаконного оборота. Со стороны системы логистики возможно отслеживание движения продукции по логистической цепи в режиме реального времени.

Основная цепочка, по которой действует реализация маркировки товаров, следующая:

- Производитель наносит цифровой код на товар

- Весь путь товара фиксируется на каждом этапе.

- В магазине сканируют код товара и размещают его на полке.

- Товар продали на кассе, в системе маркированный код вышел из оборота.

- Потребитель получает всю правду о товаре в мобильном приложении «Честный ЗНАК».

Итоговым результатом применения маркировки товара должен стать не только государственный контроль за оборотом товара на территории России, но в первую очередь защита прав потребителя в отношении использования качественного товара, подтверждённой государственной маркировкой, что особенно актуально в отношении лекарственных средств.


Фото: gmpnews.ru
6 Ноября 2019 11:59

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений