В этой связи на ближайшее десятилетие задача дальнейшего роста международной конкурентоспособности российского образования сохраняется.
По мнению экспертов кафедры менеджмента и государственного управления Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС, конкурентоспособность и привлекательность российской системы высшего образования должны увеличить экспортную выручку государства.
Для реализации мероприятий национального проекта должное внимание необходимо уделять нормативно-правовому и организационно-управленческому аспектам развития системы высшего образования. С этих позиций совершенствование и оптимизация методики оценки эффективности вузов является обоснованной.
Проект приказа Министерства науки и высшего образования об изменениях в перечне показателей эффективности университетов опубликован на портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения.
Новые показатели эффективности разделены на пять частей: качество образования, международная деятельность, научная деятельность, финансовая деятельность и работа с кадрами. В каждой части ведомство предлагает от одного до трёх пунктов для оценки эффективности деятельности.
В отличие от действующего закона, проект не предусматривает разделения между организациями высшего образования. Также многие показатели эффективности вузов окажутся меньше, чем в действующем законе. Так, в расчёте показателя научной деятельности теперь отсутствует графа о количестве цитирований учёных в базе данных Scopus. Теперь предполагается учитывать только статьи в журналах, входящих в Web of Science.
Эксперты поясняют, что целью мониторинга вузов является развитие системы высшего профессионального образования, которое должно быть не только конкурентоспособным, но и выпускать специалистов, востребованных экономикой страны. В этой связи, в оценке высших учебных заведений необходимо убрать те противоречия, которые существуют на сегодняшний день. Проект об изменениях в перечне показателей эффективности университетов - это успешное начало преобразований в данной сфере.