На Орловщине бережно хранят национальные художественные традиции народного искусства

В этом легко убедиться, побывав на выставке популярных ремёсел нашего края «Времён связующая нить», открывшейся в Орловском краеведческом музее. Она посвящена 115-летию первой Всероссийской кустарно-промышленной выставки 1902 года.

На Орловщине бережно хранят национальные художественные традиции народного искусства

Более тридцати известных мастеров и умельцев представили в новой экспозиции мценское и орловское кружево, плетение на коклюшках, вышивку в технике орловский спис, ливенские гармони, изделия из соломки, лозы, чернышинскую и плешковскую игрушки, деревянную резьбу, орловский традиционный национальный народный костюм.

В день открытия выставки многочисленные посетители прямо с порога окунулись в атмосферу старинной ярмарки. Под звуки гармони их встречали коробейники с разными товарами и поделками. Здесь же, в фойе, искусные мастера разложили яркие, красочные изделия из соломки, глиняные и деревянные игрушки, платки и кружева. Можно было не только посмотреть, но и купить всю эту красоту. Бойко шла торговля у лотка с поделками из соломки народного мастера России Веры Соколовой. Она бережно хранит традиции и искусство орловских мастериц прошлого, вкладывает всю душу в незатейливые фигурки кукол. Представила Вера Николаевна и древнее спиральное плетение жгутами.

- Наверняка так же толпился народ у изделий орловских мастеров и в далёком 1902 году на первой Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Санкт-Петербурге, - говорит Валентина Черногорова, ведущий методист по работе с художниками-любителями и мастерами декоративно-прикладного искусства Орловского областного центра народного творчества.

Большие выставки в России проводились с начала XIX века, но главным образом это были сельскохозяйственные выставки. Организовывало их Министерство земледелия, в котором были маленькие кустарные отделы. И только в 1902 году наша кустарная промышленность набрала такую мощь, что стала участвовать во всероссийской выставке.

- Большая часть мастеров, которые там представляли свои работы, в XIX веке назывались «кустарями». То есть это те, кто с использованием небольших приспособлений делает своими руками вещи, чтобы продавать их на ярмарке. Реформа 1861 года привела к тому, что многие крестьяне лишились земли и начали заниматься ремеслом профессионально, - продолжила экскурс в историю Валентина Черногорова. - И царское правительство делало большие усилия, чтобы поддержать таких производителей. В Москве даже был создан в 1885 году Кустарный музей.

Орловское народное творчество имело яркую отличительную особенность, связанную с удалённостью наших земель от центров русской государственности - Киева и Москвы. Вятичи, населявшие наши земли, только в XIV веке, одними из последних приняли христианство, так что традиционные символы язычества, обычаи и традиции сохранялись здесь дольше всего и получили своё отражение в народных промыслах, игрушках и вышивке.

Традиционный костюм орловской крестьянки — красота, да и только!На выставке я наблюдал, с каким любопытством и восхищением две современные барышни разглядывали традиционный костюм крестьянки из Хотынецкого района. Тонкий узор из бисера, прекрасная ткань, неброский, но удобный фасон - надевай и на праздник!

А знаменитое мценское кружево! Ещё в ХVIII веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Она пригласила из Бельгии двух учительниц, и те обучали местных девушек. Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всём мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали 1200 мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию.

И вот школа кружевниц работает в Мценске вновь. Обучаются здесь дети три года. За это время они должны научиться плести мерное кружево, делать копии старинных образцов. Лучшие работы юных кружевниц можно увидеть в музее кружева, как и работы их преподавателей. Открыто ателье «Мценские узоры».

На выставке представлены образцы этих великолепных изделий. Например, целое декоративное панно современного мастера А. Шалыгиной.

А есть искусство, которым орловские кудесники народного творчества увековечили себя на все времена. Речь о знаменитой вышивке - орловский спис. Её вы не найдёте больше нигде на Руси!

Техника этой вышивки своими корнями уходит глубоко в старину, опять же, во времена вятичей. До нас дошли вышивки XVIII-начала XX века: полотенца, скатерти. Преобладающий цвет - различные оттенки красного.

DSC_6840.JPGХарактерными особенностями орловского списа являются необычные очертания рисунка. В списе преобладают традиционные мотивы: «древо жизни», «птица-пава», «лягушка­рожаница». Сами причудливые формы подсказаны вышивальщицам окружающей природой: морозные узоры на окнах, парящие в небе облака.

Сегодня традиции орловского списа продолжают развиваться орловскими мастерицами-вышивальщицами, используются новые образы и мотивы, но и старинные традиции сохраняются и передаются ученицам.

На нынешней ярмарке ремёсел древнее искусство вышивальщиц представляла народный мастер Зоя Воропаева. Она уверена, что если заглянуть в сундуки наших деревенских бабушек, можно ещё найти удивительные образцы народного творчества, жемчужины ручного труда.

Автор: Александр Савченко
14 Февраля 2017 17:32

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений