Нацпроекты: восприятие и ожидания россиян

Реализуемые в стране национальные проекты направлены в первую очередь на повышение уровня и качества жизни населения. Прошел первый год реализации нацпроектов, и настало время подведения промежуточных итогов.

Нацпроекты: восприятие и ожидания россиян

Президент России Владимир Путин поставил задачу перед правительством страны в том, что результаты нацпроектов должны выражаться не только в цифрах и отчетах, но и в реальных делах и в восприятии людьми того, что сделано на самом деле. Позитивное отношение людей к национальным проектам формируется за счет их успешных результатов, а эффективность их реализации связана с информированностью населения о том, какие мероприятия заложены в каждом нацпроекте.

Ситуацию о том, насколько россияне информированы о нацпроектах, представил ВЦИОМ на основе недавнего соцопроса, проведенного центром. Согласно ему, только одна треть россиян знает, что такое национальные проекты и для чего они нужны. Лидирующие места по известности занимают при этом проекты в сфере образования и здравоохранения. Треть (37%) россиян знают о нацпроектах в общих чертах, 7% хорошо осведомлены о них, а 55% впервые узнали о них в ходе проведения опроса. О национальных проектах чаще знают люди в возрасте от 45 до 59 лет (50% знают или слышали о них). В возрастных группах от 25 до 44 лет, а также старше 60 лет осведомленность находится примерно на одном уровне (38-42%). Молодежь осведомлена хуже всего: только четверть (26%) россиян в возрасте от 18 до 24 лет знают о нацпроектах. Ожидания россиян от реализации национальных проектов-умеренно-пессимистичные. 17% россиян считают, что государству удастся в полной мере реализовать все национальные проекты или большинство из них. По мнению 39% опрошенных, что-то реализовать удастся, а что-то - нет. 20% полагают, что не удастся реализовать многие проекты, а 15% - что все или почти все проекты останутся нереализованными. По мнению россиян, основные препятствия на пути реализации национальных проектов - коррупция (32%), непрофессионализм исполнителей (19%) и нехватка финансирования (17%).

Повысить узнаваемость нацпроектов и уровень информированности о них можно при помощи более широкого вовлечения в их мероприятия самого населения. Для этого под эгидой Правительства РФ создано и с начала 2020 года начало свою деятельность АНО «Национальные приоритеты», основной задачей которого является повышение информированности и уровня положительного восприятия нацпроектов населением страны. Как отмечает генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» Софья Малявина, основные ценности национальных проектов - улучшение качества жизни людей, работа в целом на приоритеты России и понимание реализации национальных проектов как общего дела, в реализации которого участвуют власти, НКО, бизнес, общественность и каждый человек в нашей стране. Но чтобы нацпроекты стали действительно национальными, они должны восприниматься как нужные всем, быть полезны каждому конкретному человеку и делом нации.

По мнению профессора кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления РАНХиГС Людмилы Проняевой, текущая ситуация показывает, что существует ряд проблем препятствующих позитивному восприятию населением первых результатов нацпроектов. Особенно это ощущается на уровне регионов, когда часть бюджетных трансфертов распределяется недостаточно прозрачно, не на основе просчитанных формул, а на основе заявок и соглашений с регионами. Чаще всего это предмет субъективных решений. Еще не сложилось оптимального подхода по распределению средств нацпроектов с учетом конкретных потребностей региона и в целях достижения необходимых эффектов. Низкий интерес населения к национальным проектам связан еще и с тем, что общество устало от большого количества реформ, а люди запутались в невероятном объеме информации о них.


10 Февраля 2020 10:32

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений