Информационно-социологический бюллетень может быть интересен широкому кругу общественности. Тем, кому не безразлична память о войне. Тем, для кого важно развитие патриотизма и укрепления консолидации и интеграции в современном российском обществе.
В информационно-социологическом бюллетене представлены результаты социологических исследований, проведенных социологической лабораторией Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС в 2014 и 2020 годах, которые позволяют проследить, как меняется отношение и память о войне в общественном сознании населения города Орла (в том числе и студенческой молодежи).
Основополагающими ценностями Великой Победы граждане называют «гордость за страну» и «чувство благодарности участникам войны». Значительных изменений в сознании населения за пять лет не произошло. Однако взгляды студенческой молодежи претерпели изменения. Так, если в 2014 году 57% студентов испытывали «чувство благодарности участникам войны, спасшим страну от порабощения», то в 2020 году данный показатель снизился на 10%. Это связано с уходом старшего поколения, являющегося непосредственными участниками тех страшных событий. При этом молодежь стала все чаще говорить про «чувство гордости за страну, победившую фашизм» (41,2% в 2020 г. и 25,4% в 2014 г.).
Основным способом, который позволит сохранить память о Победе, орловцы считают регулярное проведение мероприятий, посвященных событиям войны, а также проведение масштабных интерактивных просветительских мероприятий по увековечиванию памяти о Великой Отечественной войне.
- Результаты опросов показывают, что респонденты помнят страны, помогавшие СССР в борьбе с фашизмом, имеют верное представление о потерях российского народа, временных рамках войны и битвах, которые имели решающее значение для Победы, а также хорошо осведомлены о событиях, которые проходили на территории Орловской области в годы Великой Отечественной войны, - отмечает заведующий кафедрой социологии и информационных технологий Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Наталья Проказина.
Таким образом, результаты исследований, опубликованные в информационно-социологическом бюллетене, позволяют сделать вывод, что в общественном сознании память о войне закрепилась как серьезный положительный символ, ассоциирующийся с победой и героическим подвигом народа.