Одна из панельных дискуссий форума была посвящена остроактуальной теме сегодняшнего и завтрашнего дня - развитию экспорта образования. К 2025 г. российской системе высшего образования необходимо увеличить количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, с 230 тысяч до 710 тысяч человек. В настоящее время «Россия занимает четвертое место в мире по количеству иностранных студентов; третье - по количеству бакалавров; шестое - магистров и десятое - по аспирантуре и докторантуре», - сообщила М.А. Боровская, заместитель министра науки и высшего образования РФ.
Модератор дискуссии А.Е. Волков, директор Института общественных стратегий, научный руководитель Московской школы управления «Сколково», отметил, что «три - четыре года назад сама тема воспринималась, как экзотика. Однако в последние два года она обратила на себя политическое внимание, поскольку эта мобильная группа студентов обладает важными атрибутивными характеристиками… Такие люди всем нужны, именно они в дальнейшем определяют технологическое, научное и социогуманитарное развитие тех или иных стран и территорий».
Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Т.Л. Клячко обратила внимание на то, что России в вопросе экспорта образования необходимо ориентироваться на Азию и Африку - континенты, где отмечается рост студенческих контингентов.
В ходе дискуссии были обозначены и проблемные зоны: достойные условия социализации; новая методическая база, конкурентоспособная на мировом уровне; техники и технологии отбора талантливой молодежи из-за рубежа; механизмы привлечения иностранных студентов и каналы поиска информации; учет геополитических, языковых, социальных и культурных факторов регионов России при создании кампусов для иностранных студентов; трудоустройство иностранных граждан - выпускников российских вузов в российские компании и др.
По мнению кандидата педагогических наук, доцента кафедры трудового права и социального обеспечения Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Елены Мартыновой, продвижение российского образования на международном образовательном рынке потребует формирования соответствующего научно-педагогического кадрового состава, компетентного в вопросах реализации основных образовательных программ подготовки иностранных студентов.