В условиях общих вызовов, спровоцированных климатической повесткой и технологической революцией, странам с развитым и развивающимся ТЭК предстоит решать глобальные вопросы долгосрочной энергетической и экологической безопасности с учётом баланса интересов потребителей и производителей в рамках тарифных решений, оставляя главное слово не за частными компаниями и предприятиями, а за государственными структурами.
Обращая внимание на особенности тарифного регулирования в области ТЭК в Российской Федерации, следует отметить уровень ориентации на упрощение правил тарифного регулирования для всех непосредственных участников процесса.
По мнению представителей научной школы кафедры менеджмента и государственного управления Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС, наиболее показательным примером подобных законодательных инициатив является регуляторный контракт с субъектами Российской Федерации, позволяющий вести открытые переговоры с регулятором и выбор метода регулирования на долгосрочную перспективу.
Помимо упрощения регуляторной системы это приведёт также и к улучшению системы контроля над естественными монополиями. Уже сегодня бенчмаркинговые компании позволяют сделать вывод о том, что постепенно внедряемые принципы долгосрочного стимулирующего регулирования обуславливают повышение эффективности существования естественных монополий.
Как отмечают учёные, с постепенно внедряемыми механизмами модернизации ожидается универсализация регулирования естественных монополий, создание более прозрачной и открытой системы правил взаимодействия с позиций инвестиционной привлекательности, энергетической безопасности и бюджетной эффективности.