Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

С апреля в уголовном судопроизводстве начала действовать ещё одна мера пресечения - запрет определённых действий

Она действует с 29 апреля текущего года на основании Федерального закона от 18 апреля 2018 года №72-ФЗ.

Конституционное право каждого гражданина, законно находящегося на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 Конституции РФ) может быть ограничено, когда речь идёт о преступлении. Но для лиц, далёких от уголовного судопроизводства, такое ограничение, как правило, ассоциируется с наказанием. Между тем, наказание - это реакция государства на запрещённое уголовным законом деяние, за совершение которого виновное лицо должно претерпеть определённые ограничения, в том числе и ограничение его личной свободы.

Но «вторжение в личное пространство» гражданина со стороны государства возможно и до признания такого лица виновным, когда речь идёт лишь о возможной его причастности к совершению преступления, по поводу которого проводится расследование, при наличии оснований полагать, что такое лицо скроется от органов расследования или суда, может продолжить заниматься преступной деятельностью, угрожать участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путём воспрепятствовать производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора. И в этом случае имеет место быть не наказание, а одна из действующих в уголовном судопроизводстве мер пресечения, в той или иной степени ограничивающая личную свободу.

Именно поэтому вопрос о совершенствовании мер пресечения не теряет своей актуальности в современном уголовном процессе.

До недавнего времени в качестве мер пресечения применялись подписка о невыезде, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, залог, домашний арест, заключение под стражу. Последние две фактически изолируют человека от общества.

С 29 апреля 2018 года на основании Федерального закона от 18 апреля 2018 года №72-ФЗ в уголовном судопроизводстве начала действовать ещё одна мера пресечения - запрет определённых действий. Она представляет собой возложение на подозреваемого или обвиняемого обязанностей своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, не выходить в определённые периоды времени за пределы жилого помещения, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях; не находиться в определённых местах, а также ближе установленного расстояния до определённых объектов, посещать определённые мероприятия и участвовать в них; не общаться с определёнными лицами; не отправлять и не получать почтово-телеграфные отправления; не использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»; не управлять автомобилем или иным транспортным средством, если совершённое преступление связано с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Применение новой меры пресечения возможно только по решению суда: по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести - не более 12 месяцев, о тяжких преступлениях - не более 24 месяцев, об особо тяжких преступлениях - 36 месяцев.

Запрет определённых действий как мера пресечения является более лёгкой в сравнении с заключением под стражу и домашним арестом, поскольку подозреваемый или обвиняемый, в отношении которого он избран, может продолжать работать, учиться, посещать досуговые мероприятия, если их запрет не будет указан в решении суда.

Важно отметить, что лицу, в отношении которого будет применён запрет совершения одного или нескольких действий, не может быть запрещено пользоваться телефонной связью для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, для общения со следователем, дознавателем и контролирующим органом, при обязательном условии информирования о таких звонках контролирующего органа - федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

Была ли необходимость введения новой меры пресечения, ранее неизвестной российскому законодательству?

По мнению доцента кафедры административного и уголовного права Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС кандидата юридических наук Ольги Шекшуевой, ответ на этот вопрос зависит от того, насколько допускаемое законом стеснение прав обвиняемого (подозреваемого) соразмерно с действительно необходимым их ограничением. Ведь, прежде всего, следователь или суд обязаны решить вопрос об избрании более мягкой меры пресечения, не связанной с ограничением свободы. И только придя к выводу о невозможности применения такой меры пресечения, избирать более строгую.

В настоящее время между «строгими» и «не строгими» мерами пресечения фактически существует одно значительное отличие - изоляция лица, ещё не признанного виновным. «Не строгие» меры пресечения лишь ограничивают подозреваемого или обвиняемого в свободном распоряжении своим временем, когда его вызывает следователь или суд. Запрет определённых действий не преследует цель изолировать человека от общества, но и не оставляет за ним право на время предварительного и судебного следствия поступать по своему усмотрению, а возлагает на него существенные ограничения, неисполнение которых влечёт изменение избранной меры пресечения на более строгую и уже связанную с изоляцией.


Автор: Ирина Ветрова
26 сентября 2018 12:10
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~lpEuA
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости