Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

В Орловском музее изобразительных искусств впервые выставлены на обозрение редчайшие иконы, посвящённые самому почитаемому святому на Руси

Уникальная мини-выставка произведений из фондов музея, в которую вошли три иконы и старинная акварель, посвящена знаковому событию - пребыванию части честных мощей Николая Чудотворца в России.

Не секрет, что Николай Угодник был и остаётся на российской земле наиболее духовно близким и чтимым святым для всех православных: ведь он скорый и верный заступник перед Господом, спешащий на помощь тем, кто оказался в беде, защитник всех униженных, покровитель мореплавателей и путешественников, девушек, детей, торговых людей. И лучшее доказательство тому свыше миллиона паломников, которые совсем недавно поспешили прикоснуться к мощам святого в Москве и Санкт-Петербурге.

Согласно церковному преданию святитель Николай жил во второй половине III - первой половине IV веков в Малой Азии, в городе Патаре, был священником, а затем стал архиепископом города Миры Ликийские. В 325 г. участвовал в I Вселенском соборе в Никее. Умер около 345 г. и был погребён в городе Миры (ныне город Демре на территории современной Турции). Церковное предание сохранило свидетельство о его необычайном милосердии и многочисленных чудесах, совершённых им как при жизни, так и после кончины. В 1087 году чудотворные мощи святителя, источавшие миро, перенесли в итальянский город Бари, где они уже 930 лет пребывают под престолом алтаря (в крипте) Папской базилики.

Сегодня у орловского зрителя появилась возможность увидеть подлинный оригинал потрясающей акварели, подписанной и датированной 6 июня 1851 г. «Внутренний вид храма Святого Николая в Бари». Она выполнена одним из выдающихся мастеров неаполитанского пейзажа живописцем и графиком Акилле Вианелли.

Произведение исполнено в тоне сепии (коричневом), и на нём представлен интерьер крипты - нижней или подземной части церкви-базилики, построенной в 1087 г. в романском стиле. Именно сюда с давних времён устремлялись паломники из разных стран Европы, чтобы помолиться у мощей святого Николая Чудотворца, приложиться к его раке и получить чудодейственное миро.

Русь восприняла почитание святого Николая из Византии сразу после принятия христианства. Среди известных иконографических типов изображения святителя одним из наиболее ранних стал заимствованный из византийского искусства XI-XIII вв. его поясной образ с Евангелием в левой руке. Именно к такому типу изображения Николая Мирликийского относятся все три представленные на выставке иконы. И среди них сразу же привлекает внимание произведение иконописцев середины XIX века - большая икона «Святитель Николай Чудотворец со святым апостолом Иоанном Богословом и святой Стефанидой на полях». Яркие, торжественные краски хорошо сохранились до наших дней. А рядом - совсем миниатюрная литая из меди, покрытая цветной эмалью иконка.

И, конечно, главная изюминка этой мини-выставки - икона-рельеф «Святитель Николай Мирликийский». Во всех каталогах и проспектах Орловского музея изобразительных искусств именно это произведение древних мастеров начала XVIII века представлено как самый ценный экспонат богатой коллекции икон.

Но только сегодня зритель может, наконец, воочию полюбоваться подлинным шедевром. Как тонко автору иконы с помощью виртуозной резьбы по дереву удалось передать образ святого Николая Чудотворца, его одухотворённый лик. Поражает и торжество красок на парадной одежде и на Евангелии в руках святого. Здесь важно отметить, что икона не реставрировалась и именно в таком виде дошла до наших дней.

Автор: Александр Савченко
18 августа 2017 10:16
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~OoNiR
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости