Воскрешающее Слово Спасителя

Лазарева суббота и Вербное воскресенье - особые дни в христианском календаре.

Воскрешающее Слово Спасителя

Лазарева суббота - это по своим богослужебным особенностям вовсе не суббота, а воскресенье. Красной нитью через всё богослужение этого дня проходит весть о воскрешении Лазаря. Господь наш Иисус Христос приходит в дом к родным людям, зная, что там его ждут скорбь и страдание. Он находит плачущих сестёр, которые погребли своего брата, друга Христова. И сам Господь делает то, что делал уже, как мы знаем из Евангелия, неоднократно. Он идёт ко гробу и воскрешает уже четыре дня пребывающего во гробе Лазаря. Страх и трепет объял всех, кто был рядом в тот момент. Страх человеческий. Но Христос ведь не просто Истинный Человек, Он ещё и Истинный Бог, Который в данный момент явил Свою Власть над людьми. Он ВОСКРЕШАЕТ Лазаря одним Своим Словом.

Вспоминая тропарь праздника, убедимся, что эта суббота - как день воскресный, поскольку мы не только вспоминаем воскрешение Лазаря, но и напоминаем себе о том, что все мы воскреснем.

Само по себе историческое событие воскрешения Лазаря произошло не за день до Входа Господня в Иерусалим, а не меньше чем за месяц, но теперь в последовании Великопостных богослужений они неразрывно связаны. По составу песнопений утреня Лазаревой субботы соответствует обычной воскресной утрене, канон и стихиры преисполнены темы воскресения из мёртвых и приуготовляют нас к скорому празднованию Пасхи Христовой.

Следующий же день - праздник Входа Господня в Иерусалим - не имеет обычных воскресных особенностей, а также и Евангелие на утрене читается не рядовое воскресное, а посвящённое воспоминаемым событиям. Ещё одно название праздника, передающее внешнюю видимую его сторону, - Вербное воскресенье. Этот праздник относится к двунадесятым, то есть к числу двенадцати главных праздников православной церкви, следующих по чести за Пасхой.

Воспоминаемые в этот день события произошли за несколько дней до Пасхи. Христос входит в Иерусалим главными вратами города, Его приветствует множество людей, которые рукоплещут Ему и встречают как Чудотворца. Люди ждали от Христа нового чуда - свержения ненавистного ига Римской империи, которой подчинялась тогда Иудея. Весть о воскрешении Лазаря разошлась очень быстро, и люди ждали от Иисуса продолжения земных чудес, не понимая и не зная, что Он идёт совершить самое главное Чудо в мировой истории - избавить от греха, проклятия и смерти.

Господь въезжает в город не на боевом коне, а на осле, на котором он явно не мог бы начать никаких боевых действий, чем показал свою надмирность и что Его Царство находится не на земле.

Встречали Христа жители Иерусалима с пальмовыми ветвями в руках, воспевая ему: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!», - что буквально через несколько дней сменится на ужасающие крики: «Возьми, возьми! Распни Его!» Так переменчива наша человеческая натура, что Бога Воплотившегося сначала с рукоплесканием встречают, а потом через неделю прибивают к Кресту.

Таким образом, перед началом Страстной седмицы, когда мы будем вспоминать последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Господь снова и снова уверяет нас в том, что мы находимся на правильном пути: в конце смерти нас снова ждёт жизнь.

О. Дмитрий Степаненков, клирик Иверского храма г. Орла

19 Апреля 2019 20:51

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений